Нанять живописца

    В 1806 году по воле Николая Никитича Демидова была создана в Нижнем Тагиле живописная школа, готовившая специалистов по росписи подносов, шкатулок, столиков. Сведения о ней отрывочны и немногочисленны. Еще более загадочна судьба ее создателя, первого художественного руководителя Василия Ивановича Албычева.

    Работу в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) в конце прошлого года можно считать удачной. Выявлены новые документы, позволившие восстановить несколько звеньев жизненного пути В. Албычева. В частности, удалось установить, при каких обстоятельствах он оказался в Тагиле.

    В 1804 гаду при Висимо-Уткинском заводе началось строительство церкви. В октябре следующего московская домовая контора Демидовых получила предписание заняться поиском художников, которые согласились бы "написать для той церкви образа масляными красками, относящиеся более к греческому письму, на вкус тамошних жителей". Прошел месяц, нужных людей не оказалось. Новое предписание, полученное конторой, было в духе практичного Н.Н. Демидова. В целях экономии средств предлагалось нанять только одного живописца, чтобы на месте, в Тагиле, он обучил своему искусству 4-6 мальчиков и с их помощью выполнил отделку Висимо-Уткииской церкви.

    Для ускорения дела конторе надлежало использовать газету. Поэтому в ноябре в "Московских ведомостях" появилось объявление о найме. В нем излагались условия контракта: заводчик брал на себя расходы по квартире, дровам, свечам, проезду до места жительства; обязывался выплачивать жалование по 700 рублей в год.

    Результат поиска живописца стал известен из документов, датированных декабрем 1805 года, в связи с немаловажным событием. 17 числа из Москвы на Урал отправился новый управляющий заводами Михаил Данилович Данилов. От находившегося в Венеции Демидова он имел предписание доставить в Тагил приглашенного для "приведения заводских действ в лучшее состояние" французского профессора Ферри с дочерью. Вместе с ними следовали мальчик для услуг Ферри, служитель Кротов с учениками и "нанятой конторой живописный художник Василий Иванов Албычев", выпускник императорской Академии художеств. Так впервые в документах демидовской конторы появилось имя Албычева, прибывшего в Тагил вместе с Даниловым и Ферри в феврале 1806 года.

    Гостей ждали. Тагильская контора приготовила комнаты в "господском доме, что против конторского крыльца", "оббитые новыми обоями, обмеблированные все сколь прилично, столь и нужным образом". В том же господском доме, вероятно, отвели комнату и для живописца Албычева. В этом убеждают косвенные сведения. Осенью 1806 года в конторской книге чиновником сделана прикидка отпуска свечей в господские дома и учреждения. Среди прочих, в графе "для господского дома", читаем: "81 пуд 20 фунтов свечей", и рядом поясняющая приписка: "в том числе для г. Ферри, первоприсутствующего (т.е. Данилова) и живописца". Вместе с Ферри в Тагил прибыл только один живописец - Албычев.

    Нового директора заводов Данилова прежде всего поразило широкое распространение среди тагильского населения искусства росписи и лакировки. Желая доказать Демидову свою расторопность, заботу о прибылях, он предложил создать в Тагиле господскую лакировальную фабрику. Возможно, он же подал мысль основать в заводах и свою, школу живописи, которая могла бы обеспечить фабрику первоклассными мастерами, заводчика - иконописцами и живописцами и повысила бы мастерство местных ремесленников. А может быть, автором идеи создания школы стал сам Албычев.

    Так или иначе, но вопрос о живописном заведении решался, видимо, на месте, в Тагиле, с февраля по август 1806 года, так как в документах 1805 года при найме Албычева речи об основании нового учебного заведения со своей программой, системой занятий не велось. В сентябре Н.Н. Демидов, находясь в Тагиле, посетил школу живописи. Позднее он писал: "В бытность мою в заводах видел я весьма хорошую школу, учрежденную Албычевым, состоящую из мальчиков". Сам факт, что человек, находясь на службе всего несколько месяцев, смог создать такое учебное заведение и поднять его на должный уровень, свидетельствует об энергичности его характера, организаторских способностях.

    Василий Албычев как художник нам неизвестен совсем. Лакированных изделий, расписанных им и его учениками, пока не выявлено. Исследователи высказывают мнение, что хранящиеся в Эрмитаже тагильские подносы с сюжетной росписью, выполнены им и его воспитанниками. Это предположение вполне реально, так как из документов известно - живописная школа ежегодно отчитывалась перед Н.Н. Демидовым, посылая изящные высокохудожественные лаковые изделия в его московскую и петербургскую конторы.

    Далее упоминание об Албычеве мы находим только в документах 1808 года. В письме от 7 декабря Демидов выразил недовольство медленным строительством лакировальной фабрики. Албычев на свой счет получил от него замечание: "Каково идет живописная школа, ибо Албычев затем и взят, чтобы научить мальчиков искусству писать, и нужно хоть и малую, но иметь фабрику, собственно мне принадлежащую. А то до сих пор он (Албычев) все обучает школьников, как работать на обывательских (частных) фабриках".

    В 1809 году стал близиться к концу контракт. В одном из писем, посланном из Парижа, Демидов высказался вполне определенно: "Заключенный с Албычевым контракт на дальнейшее время возобновить не вижу надобности. По истечении оному срока следует с ним порешиться, коли писание образов для Висимо-Уткинской церкви совершение будет окончено. Ибо свои ученики с заводов выучатся" (речь идет об обучающихся в Италии П. Баженове и Я. Арефьеве).

    1 декабря 1809 года, по требованию тагильской конторы, Албычев сдал все господские вещи, находившиеся в училище живописи. Для передачи школьного инвентаря был составлен специальный реестр, в котором после длинного списка гравюр, мольбертов, заготовок, наименований красок он расписался. Оставил нам свой автограф. А в первом же письме, полученном Демидовым от Данилова в 1810 году, уже сообщалось: "Албычеву от должности учителя в школе живописи отказали". Возможно, после увольнения со службы он не покинул Тагила и какое-то время жил здесь, зарабатывая на заказах. Однако с 1810 года какие-либо сведения о нем совершенно исчезают из документов демидовского архива.

    Подводя итог четырехлетнего пребывания на Нижнетагильских заводах Василия Албычева, следует, прежде всего отметить создание им первой на Урале школы живописи, воспитание целого выпуска учеников, работу по написанию образов для Висимо-Уткинской церкви. Да и в улучшении живописного мастерства, техники отделки тагильских лаковых изделий, в распространении сюжетной росписи на подносах есть его немалая заслуга.

О. СИЛОНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.04.1988.

Главная страница