Сергей Черных. Подвиг и трагедия

Небесная эпопея

    В Нижнем Тагиле на проспекте Ленина стоит стенд с заголовком "Улицы носят их имена". Среди наших земляков первый Герой Советского Союза не только в Нижнем Тагиле, но и на Урале, удостоенный этого звания 31 декабря 1936 г., Сергей Александрович Черных. Чем же мог прославиться в далеком 1936 году молодой летчик-истребитель?

    Сергей Александрович родился 9 января 1912 г. в Нижнем Тагиле в семье рабочего-железнодорожника. За то, что мастерил модели самолетов и мечтал стать летчиком, еще в детстве он получил прозвище "Сережка-аэропланчик", когда босоногим мальчишкой бегал по Малой Кушве, где проживала его семья. Трудовая биография паренька началась после окончания пяти классов семилетки и ФЗУ в паровозном депо станции Нижний Тагил, где он работал слесарем. По комсомольской путевке Черных попадает в Сталинградскую военную школу летчиков, которую окончил в 1933 г. По воспоминаниям его жены Зои Александровны Волковой, в 1934 г. Сергея Александровича направили служить в Брянск, а в 1935 г. он стал ее мужем.

    В своем письме она пишет: "Сергей Александрович был прекрасным мужем, очень хорошим семьянином и отцом своих детей, чутким, отзывчивым, добрым...".

    Будучи членом партии большевиков с 1932 г., он очень успешно начал карьеру. В марте 1936 г. ему присваивают офицерское звание "лейтенант" и назначают командиром звена, а в мае за успехи в боевой и политической подготовке его в числе 560 лучших авиаторов награждают орденом Красной Звезды. Это было после того, как на больших маневрах он показал себя настоящим асом.

Сергей Черных

Сергей Черных

    В октябре 1936 г. на аэродром близ испанского города Мадрида прибыл тагильчанин летчик-истребитель Сергей Александрович Черных. Он был не один - уралец, сражавшийся в рядах испанских республиканцев против фашистского мятежника генерала Франко. В Испании воевали командир звена - Уроженец Камышлова Н.А. Пуртов и авиатехник комсомолец из Первоуральска Павел Иванов. Они были награждены орденами, но десятью первыми Героями Советского Союза были десять летчиков, в том числе и Черных. После продолжительных тренировок начались яростные схватки с асами из фашистской Германии и Италии, которые воевали на стороне генерала Франко. За день Черных выполнял от шести до восьми вылетов и выдерживал три-четыре боя за дежурство.

    В один из ноябрьских дней замаскированные на аэродроме истребители И-16 "Чато" (курносые) подверглись бомбардировке "юнкерсами". Под разрывы бомб и свист осколков Сергей Александрович вывел свой истребитель на взлетную полосу и начал преследование врага. В этом бою был уничтожен пулеметным огнем один Ю-52, и в тот же день другой ас, оставляя в небе дымный след, рухнул на землю. Вскоре Черных сбил самолет-разведчик франкистов, который долгое время вел разведку над Мадридом и был неуязвим. После этого он становится командиром авиационного звена.

    13 апреля 1937 г. первая группа советских летчиков-добровольцев возвратилась на Родину из Испании. После краткого отдыха старший лейтенант Черных вступил в должность командира авиационного отряда, а через четыре месяца получил звание майора и был назначен командиром эскадрильи.

    Военной карьере Сергея Александровича Черных мог бы позавидовать каждый авиатор. За семь с небольшим лет он прошел путь от рядового до полковника, от курсанта до командира авиаотряда. "Но не каждый знал, - писал о нем полковник, кандидат исторических наук А. Цикин, - что за этой быстротой продвижения по службе был скрыт огромный труд, настойчивая учеба".

    Политические репрессии 1937-1938 г.г., другая сторона медали, пока еще непосредственно не коснулись Сергея Александровича. "Опыт организационно-командной работы получен им методом проб и ошибок: учить ведь было некому, его предшественники на командных должностях дел ему не "сдавали" - мудрено это сделать из камер НКВД". Молодые неопытные руководители становились генералами и полковниками из лейтенантов, а это означало, что каждый раз приходилось начинать "с нуля" и не хватало теоретических знаний. Тем более что Академия Генштаба, в которую поступил Черных, не была окончена из-за постоянного участия его в действующей армии. Между тем стремительно развивавшаяся военная карьера в 1938 году уже полковника Черных привела его на должность заместителя командующего ВВС Дальневосточного фронта в период боев на озере Хасан. Затем он участвует в советско-финской войне, получает воинское звание "комбриг" и назначается заместителем командующего ВВС Одесского военного округа, участвуя в освобождении Бессарабии от румынской оккупации.

    В июне 1940 г. генерал-майор С.А. Черных "принимает командование девятой смешанной авиадивизией Белорусского особого военного округа". К этому времени Черных налетал более двух тысяч часов и освоил десять типов самолетов. С февраля 1941 г. в дивизию начали поступать новые самолеты МИГ-1. "Надо было срочно организовывать переучивание летного состава. Не хватало аэродромов. По существу это были полевые посадочные площадки в нескольких километрах от государственной границы. В полках было много молодых летчиков, а дивизия не имела ни одного двухместного учебного истребителя -"спарки" для вывоза летчиков и контроля за обучением. Приходилось использовать старые самолеты. После парада 1 Мая (1941 г.) дивизия перебазировалась на полевые площадки, на основных аэродромах хозяйничали строители".

    В таких условиях оказался накануне Великой Отечественной войны генерал-майор С.А. Черных, депутат Совета Союза Верховного Совета СССР от Нижнетагильского избирательного округа, избранный земляками 12 декабря 1937 года.

    К началу Великой Отечественной войны 9-я смешанная авиадивизия не была полностью подготовлена. Перевооружение полков и переучивание летного состава завершено не было. Не успели оборудовать ни одного запасного аэродрома. "Вечером, накануне нападения фашистов, генерал-майор Черных провел совещание с командирами полков. Приказал привести части в боевую готовность. Все это он делал по своей инициативе, ибо никаких указаний из штаба округа не получал. Всю ночь кипела работа. Самолеты рассредоточивали и укрывали, маскируя, в лесу. Закладывался полный боекомплект снарядов. Было установлено дежурство ответственных офицеров. В 23 часа 30 минут К.Д. Голубев, командующий 10-й общевойсковой армией, дислоцированной в районе Белостока, которую поддерживала авиационная дивизия генерал-майора Черных, провел короткое совещание. Он предупредил, что возможно нападение фашистской Германии. Войскам и авиации надлежит "действовать по обстановке".

Политически реабилитировать...

    Прибыв в штаб дивизии, Черных пытался вызвать командиров полков, но к этому времени вся проводная связь была нарушена вражескими диверсионными группами. Боевой приказ полкам был передан по радио. Офицеров штаба подняли по тревоге.

    В 3 часа 30 минут 22 июня 1941 г. на города и аэродромы СССР посыпались немецкие бомбы. В течение 50 минут тремя волнами 78 фашистских самолетов бомбили Белосток. Уцелевшие самолеты под разрывами бомб поднимались в воздух. Летчики мужественно вступали в бой с врагом. За первые тринадцать дней войны они уничтожили 110 вражеских машин. Дивизия понесла тяжелые потери. Главной причиной гибели самолетов на полевых аэродромах было то, что все они располагались настолько близко к западным границам, что даже при самых совершенных средствах связи и оповещения дивизия вряд ли успела бы поднять машины в воздух.

    Из воспоминаний Зои Александровны Волковой, жены Героя: "Жили мы с ним мало, но у нас было три сына. И вот с 1941 г., когда началась война, я осталась с детьми одна. Старшему - Владимиру - было пять лет, среднему - Эдуарду - три с половиной года, и младшему, Саше - семь месяцев. Мы эвакуировались на Урал в Нижний Тагил к его маме, с нами не было никаких вещей. Его мама жила в то время с нами в городе Белостоке, где и застала нас война. Сергея Александровича вызвали в штаб, и больше мы его не видели...".

    28 июля 1941 г. Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством дивизионного военного юриста Орлова, "правой руки" знаменитого Ульриха, "разбирает" дело генерал-майора Черных. Он обвинен в том, что "проявил преступное бездействие к возложенным на него служебным обязанностям, в результате чего налетом фашистской авиации на аэродромы дивизии было уничтожено более семидесяти процентов материальной части этой дивизии".

    Далее события восстановить очень трудно. Существуют два варианта их развития. Один из них приводится газетой московского "Мемориала" "30 октября" № 18 за 2001 г. стр. 6,7. в статье "Эти расстрелы не были политическими репрессиями?.." Автор статьи Сергей Ларьков цитирует документы Военной коллегии Верховного суда: "...Находясь в ночь с 26 на 27 июня на Сещенском аэродроме и приняв прилетевшие на этот аэродром три советских самолета за фашистские (а сколько было случаев, когда с захваченных немцами бомбардировщиков со звездами прямо на головы сыпались бомбы!), проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, а затем, бросив руководство личным составом дивизии, в паническом состоянии на грузовой машине, без головного убора, пояса и боевого оружия, бежал с фронта в г.Брянск, где был задержан органами милиции и доставлен к коменданту гарнизона".

     Сергей Александрович был осужден на основании статьи 193 п. 21 п/п "б" УК РСФСР, которая гласит: "Самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений, совершенное не в целях способствования неприятелю, но вопреки военным правилам влечет за собой лишение свободы на срок не ниже трех лет, а при наличии особо отягощающих обстоятельств - высшую меру социальной защиты". Никто распоряжений для боя генерал-майору С.А. Черных не давал. Был лишь устный приказ "действовать по обстановке" командующего 10-й армией генерал-майора К.Д. Голубева, армия которого на третий день войны попадет в окружение в районе Белостокского выступа. Поэтому оснований для репрессий в отношении Черных не было.

    28 июля 1941 г. Военная коллегия "...приговорила: Черных Сергея Александровича лишить воинского звания "генерал-майор авиации" и подвергнуть высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего, лично ему принадлежащего, имущества. Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит". Сергей Александрович Черных проведет в камере смертников 80 суток и будет расстрелян 16 октября 1941 г. в Москве.

    5 августа 1958 г. Главной военной прокуратурой был внесен протест, на основании которого депо Военной коллегии Верховного суда было пересмотрено:" Приговор Военной коллегии от 28 июля 1941 г. в отношении Черных С.А. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено. Черных С.А. реабилитирован посмертно".

    В честь Героя Советского Союза С.А.Черных улица Тагильский криуль носит его имя. На здании железнодорожной школы №38, где он учился, установлена мемориальная доска. Справедливость, однако, не восторжествовала. "В 1995 г. сыновья С.А. Черных обратились в Главную военную прокуратуру с ходатайством признания их отца жертвой политических репрессий - не для получения льгот, а для снятия с дорогого для них имени даже тени подозрения в том, что каким-то своим действием он, боевой летчик, нарушил воинский долг, посрамил честь офицера. Они требовали признания, что отец пал жертвой политических ошибок высшего руководства СССР". Ответ был обескураживающий: их отец не признавался политическим репрессированным, а было отмечено, что он обвинялся в совершении воинского преступления! В воинских преступлениях были обвинены генералы Западного фронта во главе с командующим Д.Г. Павловым, расстрелянные сразу по оглашении приговора. Несколько десятков генералов были осуждены по ст. 58-1 "б" УК РСФСР, обвиненные в "измене Родине военнослужащими", и тоже расстреляны. Но как обвиненное за совершение воинских преступлений руководство Западным фронтом не может быть признано жертвами политических репрессий, несмотря на реабилитацию за отсутствием состава преступления только потому, что у них 193, а не 58 статья УК РСФСР, которая является политической?

    Поэтому историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал" настаивает на политической реабилитации Героя Советского Союза Сергея Александровича Черных.

    Есть еще одна версия ареста Черных, изложенная в письме, датированном 24 апреля 1956 г., его шофером Клоком Гавриилом Корниловичем, по мнению которого дивизия дислоцировалась в Орле: "...в июле 1941 г. на нашем аэродроме находилась эскадрилья "Чаек". Этой эскадрильей командовал Василий Сталин. И вот примерно во второй половине июля Сергей Александрович с Василием Сталиным на "Дугласе" улетели в Москву, через пять суток вернулись на двух истребителях системы "ЛАГ", на одном был Василий, а на другом - Сергей Александрович. Я их встретил и привез с аэродрома в часть, а часть наша стояла в Ботаническом саду. В этом же саду в отдельном домике под усиленной охраной часовых и четырех телохранителей жил Василий Сталин. Затем опять через, примерно, неделю они улетели в Москву... Через пять-шесть суток прилетает Василий, один, а Сергей Александрович не вернулся, но Василий знал его судьбу, т.к. по приезде он сразу же отобрал его машину". Эта версия, возможно, приближает нас к раскрытию загадки, но одновременно может оказаться и так, что Гавриил Корнилович Клок мог что-то и напутать. Тем не менее по крохам собираемый материал можно обобщить словами Зои Александровны Волковой, которая пишет: "Но нашлись враги хитрые, сумели уничтожить хороших людей". Дети выросли. Владимир, получив высшее образование, работал в Брянске заместителем начальника локомотивного депо, Эдуард, окончив институт, работал конструктором на Брянском механическом заводе, младший, Александр, окончив техникум, работал механиком там же. После войны братья Черных уехали из Нижнего Тагила с воспоминанием о том, как во время войны, когда они ходили по городу, в их спины летели камни, как в детей "врага народа". Возможно, этот факт стал причиной их обращения в Главную военную прокуратуру с требованием политически реабилитировать отца.

Валерий ЧЕВАРДИН.

Литература: Газета "Горный край" от 24.05.2002.

Парень из нашего города

    На одном из домов на Вые установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Сергея Александровича Черных. На здании железнодорожной школы № 38 - тоже мемориальная доска: здесь учился Сергей. А после окончания седьмого класса работал в вагонном депо. Потом была армия, сталинградская авиашкола.

    В1936 году Черных сражался с фашистами в небе Испании. Командир авиазвена, лейтенант, он лично сбил три самолета противника, за что 31 декабря того же года был удостоен звания Героя Советского Союза. Тагильчане избрали своего земляка депутатом Верховного Совета СССР.

Сергей Александрович Черных    А далее его жизненный путь был таков. В 1938 году полковник Сергей Черных - заместитель командующего авиацией отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, которой командовал Маршал Советского Союза В.К. Блюхер. Через два года ему, 28-летнему, присваивается звание генерал-майора авиации. Тогда же Черных стал учиться в военной академии Генерального штаба. Перед самой войной он стал командиром 9-й смешанной авиадивизии.

    В кратком биографическом справочнике "Герои Советского Союза" (1987 г.) сказано: Генерал-майор авиации Черных погиб 27 июля 1941 г.". Но как погиб - об этом ни слова. Между тем известно, что в начале войны его репрессировали. Значит, не погиб на фронте, как об этом сказано в справочнике? А за что репрессирован?

    Никто не считал нужным объяснить. Между тем слухов, домыслов, версий - хоть отбавляй.

    Чтобы узнать подробности о гибели Сергея Александровича, я обратился в Институт военной истории, где создавался справочник. В ответе, который получил из Москвы, признали: да, по данным Главного управления кадров Минобороны Российской Федерации, "9-я смешанная авиационная дивизия Западного фронта, которой руководил Герой Советского Союза генерал-майор авиации С.А. Черных, дислоцировалась под Белостоком. В первый же день войны она потеряла 347 самолетов из 409, сбив в боях 85 немецких самолетов. На следующий день противником были уничтожены остальные самолеты.

    С.А. Черных был арестован 8 июля 1941 г., а 28 июля Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу за потерю боевой техники. Реабилитирован 5 августа 1958 года".

    И все-таки, думается, его судьба до конца не выяснена! И вот почему. В газете "Красная Звезда" (2001 г.) опубликованы воспоминания бывшего начальника штаба 9-й смешанной авиадивизии М.М. Назарова. Он рассказывает, что немцам не удалось нанести внезапный удар по аэродромам, что в первых боях фашисты потеряли около двух десятков самолетов. Когда же нависла угроза уничтожения техники, генерал Черных перебазировал самолеты на тыловые аэродромы. Таким образом основные силы дивизии были сохранены. "Через несколько дней, - пишет Назаров, - Сергей Александрович был вызван в Москву. Больше в свою дивизию он не вернулся".

    Возникает вопрос: кто прав? Ответить на него должны военные историки, сотрудники архива.

    Завтра, 23 января, Сергею Александровичу Черных исполнилось бы 90 лет. История не имеет сослагательного наклонения. Однако можно смело утверждать, что первый Герой Советского Союза, первый генерал, первый депутат Верховного Совета СССР первого созыва из нашего города достойно воевал бы с врагами и судя по его геройскому характеру, добился многого.

    Пусть знают о нем потомки. Пусть свято чтут память о нем и гордятся им - парнем из нашего города.

Борис МАРКОВ.

Литература: Газета "Горный край " от 22.01.2002.

Главная страница