Легендарный директор

    Весной 2007 года исполнилось 50 лет с того момента, как появился на свет Нижнетагильский металлургический комбинат. Он был образован 1 апреля 1957 года приказом Министерства черной металлургии СССР путем объединения ряда заводов города (на основе Ново-Тагильского металлургического завода) и рудников в единое целое.

    Первым директором комбината был назначен Анатолий Федорович Захаров, возглавлявший до этого НТМЗ, - личность во многом легендарная: ветераны предприятия до сих пор вспоминают его с большой теплотой. Сегодняшнее поколение металлургов уже подзабыло это имя, а когда-то фамилия Захарова, внесшего огромный вклад в создание комбината, было у всех на слуху.

    Долгие годы я работал в мартеновском производстве, где был такой цех подготовки составов, его называли мартеном №3. В годы существования этого мартена и произошла моя встреча на рапорте у директора комбината - редкий случай для сменного инженера!

А.Ф.Захаров    Дело было так. Шла ночная смена, одну плавку из второго мартена прокатчики особо ждали, она нужна была им для плана. Плавку в печи сварили вовремя, а вот на разливке получилась неувязка. На одной тележке оказалась неравномерная нагрузка слитков. Обычно в таких случаях приходилось заниматься перегрузкой изложниц. Эта хлопотная операция с горячим металлом сильно задерживала доставку состава на блюминг. Возможен был и рискованный вариант: вести состав в таком виде, и при удаче это бы спасало прокатчиков. Но железнодорожники соглашались отправить состав на блюминг только с письменного согласия начальника смены. И я решился. Написал распоряжение, что бригада не несет ответственности за исполнение моей команды.

    Состав отправился в путь. Миновали здание обработки слитков и направились в корпус блюминга. Оставалось короткое расстояние - и все... Но за десять метров до ворот блюминга опасная тележка соскользнула с рельсов - произошла повалка состава. Мы не только не доставили металл со второго мартена, но и перекрыли путь для плавок с первого мартена: ЧП на весь комбинат!

    Утром меня вызвали к Захарову вместе с железнодорожной бригадой. В кабинете сидели трое: директор, парторг и главный прокатчик Рудницкий. Директор сразу отпустил железнодорожников, так как они сказали, что выполняли мой письменный приказ, я это подтвердил. Захаров строго потребовал у меня объяснения за аварию и срыв работы цехов. Почему отдал такой приказ? Я сильно волновался и стал объяснять ситуацию несколько сбивчиво, а закончил свой монолог так:

    - Анатолий Федорович, вы сколько раз нам, молодым руководителям, говорили на совещаниях, что надо не бояться проявлять инициативу, брать ответственность на себя... А ведь если бы мы успели... ведь только десяток метров не хватило, и прокатчики получили бы металл в срок...

    Выслушав меня, Захаров замечаний не сделал, а показал мою записку своим собеседникам:

    - Посмотрите, что тут и как. Он написал, что железнодорожники не несут ответственности в случае аварии. Но здесь не сказано: а кто же отвечает?

    Директор адресовал последний вопрос мне. Я говорю:

    - Так ведь ночная смена была... очень напряженная... некогда было думать, как писать...

    Захаров усмехнулся, и вся комиссия заулыбалась. Директор сказал:

    - О, тут сильно подумано, когда писалось! Ну, иди, инициатор.

    Приказа о наказании не последовало.

    Запомнилась и другая встреча с Захаровым. В тот день не ходили трамваи в Техпоселок. Я возвращался из цеха после рапорта ночной смены и шел от главной проходной в город. Слышу сзади автомобильный сигнал и вижу, как директорская "Волга" притормозила и из нее машет мне рукой Анатолий Федорович:

    - Где живешь? Садись, подвезу до проспекта Ленина. Мне надо в горком на лекцию. Горло устало от выступлений, вопросов не задавай.

    Вот и весь его разговор за дорогу. Мне было понятно, что он расскажет на лекции: Захаров недавно вернулся из поездки директоров советских металлургических заводов в Америку. Тогда это было редкое событие, и все хотели услышать его рассказ, много спрашивали. Он часто выступал в цехах, в Тагилстроевском районе, в городе.

    Кстати, он и подвозил меня тогда, когда я шел на новую квартиру, которую и получил по его обещанию. В те годы на комбинате тоже было трудно с жильем. Очередь тянулась годами.

    В апреле 1958 года на приеме у Захарова я рассказал о трудностях с моим жильем: пять человек в одной комнате коммунальной квартиры. Директор пообещал в этом году выдать квартиру. Месяцы шли. В начале ноября снова собрался к нему на прием. Но следующим утром неожиданно сообщили в цехе, что мне выписан ордер на две комнаты. Захаров слово сдержал. На другой же день мы переехали по новому адресу, куда я и шел пешком в тот бестрамвайный день.

    Удивительным человеком был Анатолий Федорович Захаров в отношениях с людьми. Он мог устроить и суровый разнос, и мог разобраться с пониманием в сложной ситуации. На заводе он лично знал многих мастеров, бригадиров, нередко бывал в цехах рано утром, еще до начала дневной смены, и беседовал с людьми на рабочих местах о конкретных делах: как отработали, что мешало, чем помочь? Таков был тогдашний стиль руководства...

Николай МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.05.2007.

Главная страница