Праздник жизни Николая Волкова

    Авантюристы, если не поворачивают ход истории, то, во всяком случае, оставляют в ней свой след.

    Николай Степанович Волков был беззастенчиво красив. Его благородное лицо, большие ясные глаза, высокий лоб, а особенно пухлый чувственный рот под роскошными душистыми усами смущали многих женщин. Внешне он походил на художника или поэта какого-нибудь модного модернистского направления конца ХIХ- начала ХХ века и мог украшать собой светские салоны обеих столиц.

    Впрочем, проследив жизненный путь и деяния авантюриста Волкова, нельзя сказать, что он начисто был лишен чувства прекрасного Николай Степанович, мещанин города Верхотурья и житель Нижней Туры, имел небольшой золотой прииск. Дело это было хорошее, а главное, прибыльное. Другой бы, набив кубышку, мотался бы себе в санях по городу, кутаясь в енотовую шубу да распушивая усы перед каждой юбкой, но Волкову хотелось истинного размаха. И он решается на авантюру отнюдь не безвинную, а уголовно наказуемую и даже не по одной статье.

Николай Волков

Николай Волков

    Используя весь свой артистический талант, Николай Степанович обаяет - нет! не женщин - двух стариков, тоже, как и он сам, владельцев золотых приисков. Чтобы скрепить отношения родством, он просит одного из почтенных старцев стать его кумом, благо к тому времени как нельзя кстати жена рожает ему сына. После того, как бурно, по-уральски, отпраздновали эти два события - появление на свет наследника и завязавшееся полезное родство - Волков, как бы между делом, вроде "хочешь - не хочешь", предлагает старикам не сдавать намытое золотишко в государственную казну, а продать его частному скупщику, лучше иностранцу, и подальше от Урала, где-нибудь в столице. Береженого Бог бережет! Дескать, он, Волков, давно уже так делает и не остается в накладе. Старорежимные старички, как невинные девицы, долго мучились, не зная, что выбрать: левые деньги либо спокойную совесть и крепкий сон. В конце-концов, они решили, что государство, того-с, и так жирно живет за их счет, отдали все золото хитроумному скупщику. Без всяких расписок. Змей-искуситель, груженый драгметаллом, укатил в Петербург.

    В Северной Пальмире Волков быстро находит золотоскупщика. Как обещал - иностранца, немца Иван Иваныча. Николай Степанович косит под простака, уральского валенка, у которого одна проблема - поскорее спихнуть оттянувшие руку килограммы золота и - в кабак, к чавеллам!..

    Он так откровенно жаждал веселья, нетерпеливо притоптывал сапожищами, что немец, прожженная бестия, боясь, как бы этот медведь не нашел другого покупателя, дал ему деньги вперед.

    Сейчас мы уже никогда не узнаем, в какой именно момент у Николая Степановича возникла мысль обидеть бедного немца: может, его попутал бес, когда он принял из рук Ивана Ивановича пачки купюр или же это бегство по петербургским дворам входило в его давнишние планы. Факт остается фактом: немец больше никогда не увидел ни своих денег, ни золота, ни самого Волкова.

    На следующий день мошенник, вторично продав золото, на этот раз без дополнительного криминала, тихонько отбыл домой.

    Увы! Старики, алчно потиравшие руки в ожидании Николая Степановича, тоже не получили ни денег, ни золота. Правда, самого Волкова они увидели и даже сгоряча подали на него в суд, но вскоре одумались и быстренько забрали свои заявления обратно. Дело уж больно щекотливое! Неизвестно, кто больше пострадает...

    Теперь у Николая Степановича было все для красивой жизни. Для осуществления своих мечт он поехал в Нижний Тагил и купил в Выйской его части на перекрестке улиц Тагильский Криуль и Липовый тракт несколько домов-усадов и большой участок земли. Правда, Николая Степановича слегка коробила совесть за неправедно нажитые деньги, по ночам его душил Иван Иванович, поэтому Волков за свой счет изготовил чугунный престол для алтаря Александровской церкви, что на Гальянке. Вроде полегчало, и Волков рьяно взялся за дело.

Нижний Тагил. Показательные мастерские. Фото начала XX века.

Нижний Тагил. Показательные мастерские. Фото начала XX века.

    Он решил залить город пивом и весельем. В кратчайшие сроки он отстроил себе приличный двухэтажный домишко, дрожжево-пивоваренный завод и контору. Позади этих строений он разбил парк. Лиственницы, кедры, липы, сирень, фруктовые деревья: Поблескивали на солнце медные трубы духового оркестра, ненавязчиво звучал вальс.

    Несмотря на то, что эти события происходили в 70-х годах Х1Х века, нынешние предприниматели могли поучиться у Николая Степановича, как грамотно раскручивать свое дело. Никто еще не обмакнул усы в волковское пиво, а о запуске нового завода уже знал каждый тагильчанин от мала до велика.

    Слухи о ценах на пиво удивили, но отнюдь не приятно, акул местного алкогольного бизнеса. А это были очень серьезные мужики. Об одном из них стоит рассказать подробнее.

    Поклевский-Козелл Альфонс Фомич. Польский дворянин, промышленник российского масштаба. Держал монополию в питейной торговле на Урале и даже фамильную аббревиатуру "ПК" увенчал короной и превратил в фирменный знак - "Питейный Король". Тагильчане уважали "ПК" за порядочность, но, тем не менее, выпив рюмку-другую, не могли удержаться от соблазна и благородную польскую фамилию переделывали на свой лад: "Поклевский козел".

    С конкурентами Альфонс Фомич и его сын Викентий боролись своеобразно. Сначала предлагали деньги - отступные - чтобы хозяин убрал лавку и навсегда забыл о виноделии. Если тот упирался, резко снижали цену на свои спиртные напитки до такого уровня, что торговец хватался за голову. Так как новоявленные виноделы появлялись тут и там, будто опята в осеннюю пору, за год Поклевские выплачивали до 300 тысяч отступных, правда, потом наживались вдвойне.

Вход в парк

Вход в парк

    Волкову тоже поступило такое предложение: "Десять тысяч - и ты продаешь только дрожжи". Николай Степанович легко согласился. "Акулы" уплыли, довольные покладистостью конкурента. И напрасно так расслабились, они плохо знали Волкова. Николай Степанович, пожав плечами, сунул пакет с деньгами в сейф и, как ни в чем не бывало, открыл пивные шлюзы.

    Лишь только после второго, более конкретного предложения Волков решил больше не рисковать своей многочисленной недвижимостью. Жалко стало добра. Он понял: "Дрожжи, так дрожжи:"

    Николай Степанович внутренне сник, затосковал. Возможно, он замутил бы еще какое-нибудь развеселое дело, но как-то все не ладилось. А время шло: Дальше стало еще хуже - праздник жизни явно не получался. Наступала расплата за грехи.

    Непонятно по какой причине застрелился сын. Наследник. Жена, почувствовав, что их семью в этом городе ожидает лишь горе, умоляла Николая Степановича продать все дома и уехать куда-нибудь прочь.

"Волковские мастерские". Фото 1980-х гг.

"Волковские мастерские". Фото 1980-х гг.

    Муж заупрямился, он хотел еще потягаться с судьбой. Супруга и дочь, одетые во все черное, как монашки, уехали домой, в Нижнюю Туру.

    Так Николай Степанович остался один в большом доме. Он некоторое время еще бодрился, хорохорился - с подрядчиком строительных работ Иваном Белых, таким же коммерческим сорвиголовой, как и он сам, открыл магазин по продаже мануфактуры.

"Волковские мастерские". Фото 1980-х гг.

"Волковские мастерские". Фото 1980-х гг.

    Ни радости, ни особых денег это дело не принесло, поэтому в 90-х годах постаревший, потерявший кураж Волков продал свои дома под мастерские, а сам уехал из города. Нет! - не к жене, а почему-то в Петербург, где след его и навсегда потерялся.

    Строения Волкова тоже имели несчастную судьбу. Они так часто переходили из рук в руки, что в конце Х1Х века превратились в развалины. "Дома с привидениями" - так их называли местные жители. Лишь в начале ХХI века на деньги немцев (совпадение?) на углу улиц Липовый тракт-Тагильский криуль был отстроен современный особняк общественного назначения. Несколько лучше сохранился парк: в летнюю жару там было тенисто, молодые мамаши прогуливают детей, из кустов в любое время суток повизгивает молодежь, а мужички на лавках потягивают пиво.

"Волковские мастерские". Современный вид.

"Волковские мастерские". Современный вид.

    Да! - все-таки волковский дух не полностью выветрился из этих мест...

Борис ТЕЛКОВ.

    Впервые история дома мошенника Волкова была опубликована в книге писателя Бориса Телкова "Тагильский Криуль" в 2004 году. Но мало кто смог ее прочитать. Книга вышла небольшим тиражом в 500 экземпляров и не дошла до прилавков - вся разошлась.

Литература: Журнал "Билеты есть", №3, 2006.

Главная страница