Вагонская закалка испытателя

    На его счету восемь мировых рекордов, 4500 прыжков, в том числе несколько из стратосферы. Он первым в нашей стране катапультировался из сверхзвукового реактивного самолета.

    Шестнадцатилетним пареньком приехал Женя Андреев не Уралвагонзавод. За плечами – ремесленное училище, практика на Серовском металлургическом заводе, две специальности – слесаря и столяра.

    Впервые в жизни увидел танки и был заворожен этими могучими машинами. Решил: "Стану танкистом и пойду на фронт". На заводе не хватало механиков-водителей. Вскоре Женю перевели в сборочный цех помощником механика - водителя. Появилась реальная возможность научиться водить боевую машину. Но первая же поверенная ему вышла из повиновения и ринулась на ворота, затрещали доски...

    – А главное, – рассказывал Евгений Николаевич, – прошел на заводе хорошую школу. Рабочий коллектив дал мне моральную, волевую и физическую закалку, окончательно сформировал характер. Именно он помог мне преодолеть все невзгоды, стать на ноги и смело смотреть в будущее.

    Когда на завод приезжали танкисты за техникой, Женя упрашивал их взять с собой. Нет, отвечали фронтовики, мал еще. Обидно было слышать такое: испытывать танки не мал, а воевать... Начал искать другие пути, чтобы попасть на фронт.

    И вот однажды ночью пробрался к танку, погруженного на платформу, сел в него и стал терпеливо ждать отправления эшелона. На рассвете сквозь сон услышал, что на стыках рельсов все отчетливее застучали колеса. Доехать до фронта не удалось: обнаружили и возвратили в Тагил.

    В ноябре сорок третьего призвали Андреева в армию. Но вместо фронта – Средняя Азия, глубокий тыл, вместо танковой части – пехота, полковая школа.

    Но вот учеба позади, теперь на фронт. Увы, снова не повезло: младшего сержанта Евгения Андреева оставили служить в запасном полку: учи, мол, новичков. Но все течет, все меняется. Неожиданно направили на медицинскую комиссию. Ну уж теперь-то пошлют на фронт! Нет, не послали, а отправили учиться в Армавирскую школу военных летчиков. Учеба настолько захватила Евгения, что мечта стать моряком (а была такая еще с детства) улетучилась. Теперь бы поскорее разрешили летать. Первый полет с инструктором прошел нормально, после второго – самостоятельного – инструктор сказал: "Будешь летать!".

    Шла последняя зима войны. Школа пилотов передислоцировалась на свою основную базу – в Армавир. Андреев познакомился с Григорием Портом. На груди старшины красовался значок парашютиста с подвеской, на которой стояла цифра "300". Женя стал частым гостем в парашютной комнате, расспрашивал об устройстве парашюта, помогал распускать и сушить огромные шелковые купола. Вскоре его назначили укладчиком парашютов. Хотелось же большего – прыгать самому.

    – На высоте 800 метров, – вспоминал Андреев, – я вылез из кабины ПО-2, встал на плоскость крыла, приготовился к прыжку. Страха не было, просто думал, что же так долго нет команды: "Пошел!".

    Приземлился удачно, купол парашюта лег рядом. "Молодец, поздравляю",– протянул руку старшина Порт.

    Новое дело настолько увлекло, что летом 1947 года Андреев перешел на испытательскую работу, а осенью вошел в группу знаменитого парашютиста – испытателя подполковника В. Романюка.

    Первое серьезное испытание нового тренировочного парашюта – с треугольным куполом. Это уже не прыжки ради спортивного интереса – началась работа испытателя. Профессия в своем роде уникальная. Парашютисты – испытатели проверяют средства спасения всех летательных аппаратов – от планеров до космического корабля, а также высотное снаряжение пилотов. Испытания проходят в любое время года, на воде и на суше, над равнинами и горами. Каждая новая инструкция, как бы тщательно ни проверялась она на земле, есть уравнение со многими неизвестными. Поэтому работа испытателя – это знание, мужество и риск. Работа, после которой десятки тысяч людей прыгают с гарантией.

    В жизни испытателей не обойтись без критических ситуаций. Так, в 1954 году Андреев получил серьезную травму – неудачно катапультировался. Она до сих пор дает знать о себе – Евгений Николаевич носит специальный ботинок. В свое время хотели списать, но мужество помогло остаться в строю.

    Был и такой случай: после отделения от самолета в катапультном кресле при сверхзвуковой скорости попал в штопор. Стабилизирующий парашют оказался в так называемой "аэродинамической тени", созданной креслом, вращение было настолько сильным, что Андреев почувствовал, что вот-вот потеряет сознание. Лишь при выходе в плотные слои атмосферы смог раскрыть основной парашют.

    Доводилось приводняться в ледяные волны Баренцева меря. Сильный ветер и натиск воды оборвали шнур, крепивший спасательную лодку к термооболочке защитного костюма. Качаясь на волнах, Андреев видел удалявшуюся ярко-оранжевую лодку и чувствовал, как вода постепенно заполняет костюм... Но, на счастье, подоспел вертолет.

    ...Требовалось испытать новое высотное снаряжение в условиях стратосферы, то есть почти в космических. Опыта в мировой практике не было. Правда, американцы бросали манекен с такой же высоты, но установленные на нем датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении, и они отказалась от эксперимента.

    В подготовке первого в мире столь необычного испытания принимали участие и тагильчане, служившие в то время в воинской части, которая запускала воздушные шары и аэростаты. Юрий Николаевич Котюков вспоминал:

    - В ночь на 1 ноября 1962 года Владимир Финодеев, Владимир Демин, Геннадий Кочнев и я наполнили аэростат "Волга" гелием. Это сооружение в сотню метров по вертикали и объемом 70 тысяч кубометров. А утром аэростат поднял двух испытателей – Долгова и Андреева.

    ..."Волга" на заданной высоте – 25548 метров. Снаружи давление в сорок раз ниже нормы, температура – минус 65. Испытатели одеты в специальные высотные костюмы. Первым покинул гондолу Андреев. Пролетев в свободном падении до высоты 958 метров, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Полет продолжался 270 секунд с максимальной скоростью 900 километров в час. За Андреевым прыгнул Петр Долгов. Ему предстояло сразу же раскрыть парашют и снижаться в течение 38 минут. Но произошла трагедия: скафандр Долгова при выходе из гондолы потерял герметичность и не смог защитить испытателя... За мужество и отвагу, проявленные при испытании высотного снаряжения, Е. Андрееву и П. Долгову (посмертно) 12 декабря 1962 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Евгений Николаевич участвовал в испытаниях всех спортивных парашютов. Его первый мировой рекорд – прыжок с высоты 14800 метров с задержкой раскрытия парашюта до 700 метров, выполнение такого же прыжка ночью, последний мировой рекорд – групповой прыжок с самолета "Ил-76" с высоты 15 тысяч метров.

    Приходилось Андрееву испытывать и космическое снаряжение. Любопытно, что дублером при подготовке прыжка из стратосферы был Василий Лазарев, будущий космонавт.

    38 лет работал Е.Н. Андреев парашютистом – испытателем. Бывший воспитанник Серовского детского дома, рабочий Уралвагонзавода, а ныне заслуженный парашютист – испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР, полковник в отставке Андреев живет сейчас в городе Щелково Московской области.

Б. МАРКОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.02.1991.

Испытатель парашютов

    В Советской военной энциклопедии есть такие строки: "В СССР большой вклад в развитие парашютной техники внесли конструкторы парашютов И.Л. Глушков, А.И. Привалов и другие, а также испытатели – Е.Н. Андреев, В.Г. Романюк, П.И. Долгов и другие".

    Наш рассказ – об Евгении Андрееве, часть жизни которого связана с Уралвагонзаводом.

    Родился Евгений Николаевич в Новосибирске в семье служащего. С 1937 года по 1942 год воспитывался в детдоме в Серове. После окончания ремесленного училища направили на Уралвагонзавод. Здесь впервые увидел настоящие танки и решил: "Стану танкистом и пойду на фронт".

    Однажды на завод прибыли военные за новой техникой. Женя пытался уговорить их взять с собой – тщетно. Тогда он спрятался в танке, приготовленном к отправке, и выехал с завода вместе с эшелоном. Но не повезло, через несколько дней его обнаружили и вернули домой.

    Для обкатки танков не хватало механиков-водителей. Евгения перевели в сборочный цех помощником механика-водителя. Но первая же доверенная ему машина вышла из повиновения, ринулась на ворота. Затрещали доски, затем танк наехал на аккумулятор, который случайно оказался у входа в цех. Пришлось выслушать немало нелестных слов. Зато навсегда усвоил для себя железное правило: пока не уверен в себе, не изучил досконально машину, не начинай движение. Если же создалась непредвиденная ситуация – не теряйся, не суетись, действуй хладнокровно и с умом.

    Около двух лет проработал Андреев на заводе. За это время основательно познакомился с техникой, а главное – прошел рабочую школу, коллектив дал ему хорошую моральную, волевую и физическую закалку, окончательно сформировал характер.

    Вообще-то Евгений мечтал стать моряком. Когда в ноябре 1943 года его призвали в армию, надеялся, что попадает на флот. Но оказался в пехоте. По окончании полковой школы присвоили звание младшего сержанта и оставили в запасном полку. Сколько ни писал рапортов с просьбой перевести в действующую армию, ответ один: вы нужны здесь.

    И вдруг направление на медкомиссию. Весной сорок четвертого Андреев оказался в Армавирской школе пилотов, которая базировалась в Средней Азии. Ну, теперь-то, подумал он, точно попаду на фронт. Но и летчиком, как и моряком, он не стал, несмотря на то, что после первого самостоятельного полета инструктор сказал: "Будешь летать!".

    А случилось вот что. В последнюю военную зиму училище перебралось в Армавир. Здесь Андреев познакомился со старшиной Григорием Портом. На груди старшины красовался знак парашютиста с подвеской, на которой стояла цифра "300" – такое количество прыжков с парашютом он совершил. Евгений было заикнулся: мол, мне бы прыгнуть, на что старшина ответил: "Подожди, вот начнем летать.

    Андрееву не терпелось. Он стал частым гостем в парашютной комнате, расспрашивал старшину об устройстве парашюта, помогал распускать и просушивать огромные шелковые купола. И однажды старшина спросил: "Хочешь стать укладчиком парашютов?". "Хочу!". Приказом по училищу Андреева назначили укладчиком парашютов.

    Мысленно он не раз висел под шелковым куполом парашюта. Казалось, что все уже знает. Готовился к первому прыжку: тренировался на подвесной системе, трамплине, спортивных снарядах. К тому времени имел первый разряд по гимнастике. Первый прыжок Андреев совершил с самолета По-2. С тех пор им овладела страсть к прыжкам...

    Парашют в переводе с французского означает – падение, а с греческого – против. Так что в сочетании этих слов и кроется разгадка: человек падает с высоты, но специальное устройство как бы сопротивляется падению, идет против него.

    Летом 1947 года Андрееву предложили стать испытателем парашютов. В ноябре того же года он был зачислен в группу подполковника В.Г. Романюка, впоследствии Героя Советского Союза, заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР. Первым серьезным испытанием стал новый тренировочный парашют с треугольным куполом. Испытание прошло успешно. Так началась новая жизнь.

    Прыгал Андреев с нового бомбардировщика, с реактивных самолетов, вертолетов. Испытывал и новую спасательную лодку.

    Баренцево море встретило его холодной и неприветливой водой - всего плюс один градус. Лодки, которая должна была быть рядом с испытателем, не оказалось. Крутая волна то высоко поднимала, то стремительно опускала вниз. Наконец во время одного из взлетов Андреев заметил ярко-оранжевую, как апельсин, лодку. Она быстро удалялась от него. И в этот момент ледяная вода медленно стала заполнять костюм. Андреев понял, что произошло. Лодку накрыло волной, когда парашют тащил его за собой, шнур, связывающий испытателя с лодкой, оборвался в месте крепления к гермооболочке, вырвав из нее большой кусок.

    Сложная ситуация. Костюм терял плавучесть. В перчатках действовать неудобно. С усилием отсоединил все разъемы, снял подвесную систему и дернул за грушу спасательного ворота. Тот стал медленно наполняться воздухом. И тут показался вертолет. Бортмеханик спустил трап. Но Андреев отрицательно помахал рукой: в костюме, полном воды, ему по трапу не подняться. Тогда на тросе спустили кольцо, чтобы Андреев мог застегнуть его вокруг себя. Но сильный ветер не позволил летчику удержать вертолет над испытателем. Только с третьего захода удалось застегнуть кольцо. На борту включили электролебедку и стали медленно поднимать испытателя. Когда оставался буквально один метр до двери вертолета, трос лебедки заело. Пришлось начинать все сначала. Эти 15 минут показались вечностью...

    В работе испытателей был и "космический" этап. Космонавты, которые летали на кораблях "Восток", приземлялись на парашютах. И испытатели учили космонавтов пользоваться парашютной системой, помогали отрабатывать технику выполнения прыжка. Андреев работал с Юрием Гагариным, Германом Титовым, Павлом Поповичем, Борисом Волыновым, Павлом Беляевым, Андрианом Николаевым и другими космонавтами.

    В 1954 году Андреев неудачно катапультировался с реактивного самолета, получил серьезную травму. Она до сих пор дает знать о себе: Евгений Николаевич носит специальный ботинок.

    Необходимо было провести цикл испытаний противоперегрузочного костюма и кислородной маски. На скорости самолета 750 километров в час Андреев выбрасывается катапультой с высоты в полторы тысячи метров. И попадает в штопор. Видит, как правая нога, словно посторонний предмет, лежит горизонтально на потоке воздуха под углом девяносто градусов к туловищу. Сомнений нет – перелом. Выйдя из штопора, выдернул кольцо парашюта. С трудом подтянул ногу, положил на вытянутую левую. Открыл запасной парашют...

    Заключение врачей: раздробленная кость срастись не может, нужна немедленная ампутация ноги. В 27 лет стать инвалидом?! Гибель планов, потеря любимой работы? В борьбу за судьбу Андреева включился лечащий врач Алексей Смирнов. Был разработан метод лечения, ногу удалось спасти, правда, на четыре сантиметра она стала короче.

    Врачебно-летная комиссия и врачи – специалисты внимательно рассматривали рентгеновские снимки. По тому, как они качали головой, он понимал – дело безнадежное. Врач Смирнов просит комиссию сделать исключение для Андреева, допустить к работе.

    Генерал строго посмотрел на Евгения: "А сам-то что думаешь?" Надо было что-то ответить, но от волнения слов не было... Тогда Андреев подпрыгнул, сделал заднее сальто, затем акробатические кувырки через голову и два колеса.

    Строгая комиссия сдалась. В тот же день Андреев выполнил первый тренировочный прыжок после полуторагодичного перерыва.

    Весной 1962 года Андреева и Долгова вызвал к себе полковник Романюк. Сказал, что требуется испытать новое высотное снаряжение в условиях стратосферы, по сути – в космосе. Опыта в мировой практике пока нет. Американцы бросали манекен с той высоты, с какой придется прыгать Андрееву и Долгову, но установленные на нем датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении, и они отказались от эксперимента с человеком. Андреев и Долгов согласились.

    Для выполнения задания был избран стратостат "Волга", на котором до них никто не летал. П.И. Долгов был назначен командиром экипажа.

    1 ноября 1962 года аэростат "Волга", сооружение в сотню метров по вертикали и объемом около 70 тысяч кубометров, наполненное гелием, поднял гондолу с испытателями на высоту 25500 метров. Кстати, в подготовке его к полету принимали участие несколько тагильчан, которые в то время проходили срочную военную службу. Среди них Юрий Котюков.

    Снаружи давление в сорок раз ниже нормы, температура – минус 65. Испытатели одеты в специальные костюмы.

    Первым гондолу покинул Андреев, пролетев в свободном полете до высоты 958 метров, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Полет продолжался 270 секунд с максимальной скоростью 900 километров в час. За ним прыгал Долгов. Но в момент выхода из кабины корабля произошла нелепая случайность – разгерметизация скафандра. Отверстие с булавочную головку – но через него мгновенно вырвался кислород. У Петра Ивановича хватило сил раскрыть парашют, но сознание уже оставляло его. Купола парашютов бережно опустили тело Долгова на землю...

    12 декабря 1962 года Евгению Николаевичу Андрееву и Петру Ивановичу Долгову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    На счету Андреева восемь мировых рекордов, 4500 сложных прыжков с парашютом, в том числе восемь прыжков из стратосферы. Заслуженный мастер спорта, заслуженный парашютист-испытатель СССР, полковник в отставке Евгений Николаевич Андреев награжден орденами Ленина, Красной Звезды, многими медалями. В настоящее время он живет в городе Жуковском Московской области.

Борис МАРКОВ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.09.1995.

 

 

Главная страница