К.А. Луценко

    Еще более трагично сложилась судьба крепостного архитектора Кирилла Алексеевича Луценко. Он родился 11 мая 1817 года в селе Бугриновка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, в семье крепостного крестьянина графа Разумовского. Позднее семья Луценко, по-видимому, была продана “на вывоз” Демидову.

    В Нижнем Тагиле старший сын Кирилл в 1828 году поступил учиться в Выйское заводское училище. На протяжении 7 лет учебы К. А. Луценко показал “весьма хорошие” успехи, особенно в рисовании.

    После окончания училища 10 августа 1835 года он был “определен” на работу в литографию при главной конторе Нижне-Тагильских заводов и одновременно обучался архитектуре у А. П. Чеботарева. В 1837 году К. А. Луценко отправляют в Петербург на учебу. Как крепостной, он не был зачислен в Академию, а учился у академика архитектуры А. И. Мельникова — ректора Академии художеств по части архитектуры. Видя большие способности ученика, А. И. Мельников обратился 15 июня 1839 года письмом к А. Н. Демидову, в котором ходатайствовал об освобождении К.А. Луценко от крепостной зависимости1. В этом письме Мельников сообщил, что, несмотря на короткое время учебы, Луценко решает “без затруднения” ряд проектных задач, отличается хорошим поведением и старанием. Но крепостное состояние его не позволяет ему рассчитывать на окончание Академии.

    Демидов отказал в выдаче “отпускной” К.А. Луценко, мотивируя свое решение тем, что он и его брат “...положили себе за неизменяемое правило давать отпускные только тем из служащих, которые заслужили оную долговременною службою, ревностным усердием и отличным поведением”2.

    Однако нам известно из документов, что случаи выдачи вольных Демидовым были исключительно редким явлением. Например, талантливый инженер Ф. И. Швецов, окончивший в Париже Политехническую школу, так и остался крепостным до конца своей жизни. О нем писал Демидов в 1827 году: “...он воображает, что его в Москве экзаменуют и через оное получит отпускную...

    Пусть себя льстит тщетной надеждой. Баженов и покойный его товарищ Арефьев могли бы быть приняты академиками, но как я на оное не был согласен, то остались в моем владении.

    Не настолько я глуп, чтобы, употребив 25 тысяч на его воспитание и вояж, ему оным поклониться”.

    Такая участь постигла и многих других талантливых крепостных людей Урала.

    К 1840 году Луценко прошел полный курс обучения по программе Академии художеств и вернулся без аттестата и звания в Нижний Тагил, где и работал помощником архитектора у А.З. Комарова, оставаясь закрепощенным. В это время на заводах Демидова продолжалась перестройка цехов с деревянных на каменные, строились новые цехи, расширялись заводы.

    Эти работы выполнялись К.А. Луценко сначала совместно с А.З. Комаровым, а затем и самостоятельно. Большинство проектов и построек, выполненных архитектором К.А. Луценко, были промышленного типа. До сего времени хранятся в архивах проекты, подписанные К. Луценко. К числу построек К. Луценко относятся: механический, столярный и кузнечный цехи Нижне-Тагильского завода, катальный цех Авроринского завода, цех паровых молотов и различные здания на рудниках, цехи Выйского завода, рельсовые цехи Нижне-Салдинского завода и многие другие (рис. 14).

    К. Луценко участвовал в составлении генеральных планов Нижнего Тагила, Верхней и Нижней Салды, Висимо-Уткинского, Висимо-Шайтанского, Черноисточинского и других городов-заводов. Он построил ряд гражданских зданий.

    В большинстве своих построек архитектор Луценко следует уже выработанным и установившимся к 40-м годам принципам зодчества на Урале и, в частности, в Нижнем Тагиле.

    Планы заводских и гражданских зданий, построенных по его проектам, имели четкое геометрическое построение, в большинстве случаев прямоугольное, что обеспечивало удобное расположение заводского оборудования и упрощало строительство. В арочных дверных и оконных проемах, применявшихся Луценко, легко выполнялись перемычки. Покрытия заводских зданий осуществлялись с помощью металлических арок — стропил легкой и ажурной конструкции. Фасады имели скромные архитектурные решения; архитектурные формы их сочетались с конструктивными элементами.

    В каждом отдельном случае Луценко решал задачи архитектуры, исходя из реалистических основ, в соответствии с собственными инженерными и эстетическими представлениями, используя и творчески перерабатывая классическое наследие.

    К.А. Луценко создал также и новые виды заводских зданий. Например, по его проекту было построено “механическое заведение” в Нижне-Тагильском заводе, где работал механиком Мирон Черепанов. В конце 40-х и начале 50-х годов Луценко построил первый рельсовый цех на Урале, в Нижне-Салдинском заводе.

    Тяжелое материальное положение К. А. Луценко сковывало его творческие возможности. Заработная плата его была в пять раз ниже заработной платы свободного архитектора. К тому же в 1848 году контора прекратила ему выдачу квартирных денег.

    В декабре 1857 года, после смерти архитектора А.З. Комарова, К. Луценко обращается с просьбой о предоставлении ему свободы и назначении на должность архитектора заводов. К этому времени он проработал на Демидова 18 лет, создал много отличных заводских зданий, казалось, даже с точки зрения феодальных синьоров, “заслужил” освобождение. За Луценко ходатайствовала заводская контора. Но и на этот раз Демидовы отказали Луценко в “вольной” и оставили на прежней работе помощника архитектора3.

    Архитектором заводов был назначен по совместительству академик архитектуры Томас Фомич Гирст — архитектор Пермского удельного ведомства. Он приезжал в Нижний Тагил два раза в год, не проектировал и не руководил строительством в заводах. Строительство по-прежнему вел К. А. Луценко, получая годовую зарплату, равную зарплате Т. Гирста за два приезда на заводы. Правда, деятельность Т. Гирста была оценена “по заслугам”. 26 мая 1862 года управляющий заводами писал, что “в течение почти 4-х лет Т. Гирст не сделал для Нижне-Тагильских заводов никаких заслуг и на следующее время надобности в нем действительно никакой нет”4. В 1862 году Т. Гирст был уволен с должности архитектора Нижне-Тагильских заводов.

    В конце 50-х годов XIX столетия строительство новых зданий в Нижнетагильских и других заводах Урала стало редким явлением. При их возведении не проявлялось более заботы о соблюдении классических “правил архитектуры”. Эклектика в архитектуре распространяется и на Урал. Количество архитекторов резко сокращается. В творчестве Луценко в начале 60-х годов также наблюдается постепенная утеря классических традиций и переход на путь украшательства и эклектики.

    Совет Академии художеств от 5 марта 1862 года, то есть уже после отмены крепостного права, “по значительности произведенных работ”, присвоил К. А. Луценко звание “свободного художника архитектуры” 5. Тем не менее он остается в должности помощника архитектора до 1865 года. Дальнейшая его судьба по документам не прослеживается.

    Крепостной зодчий К. А. Луценко на протяжении четверти века был основным строителем-архитектором на Нижне-Тагильских заводах, обеспечил проектами и руководством строительство многих зданий и сооружений.

    Таков вкратце тяжелый, наполненный невзгодами жизненный путь архитектора К.А. Луценко, испытавшего на себе всю несправедливость и жестокость крепостного права и разделившего горькую судьбу подневольных своих современников — выдающихся механиков Черепановых и талантливых художников Худояровых.

1 ЦГАДА, ф. 1267, оп. 5, д. 121.
2 Там же.
3 НТФГА, ф. 10, оп. 3, д. 1367.
4 НТФГА, ф. 10, оп. 3, д. 1368.
5 ЦГИАЛ. ф. 789, оп. 3, д. 6.

Главная страница