"Чудо-пианино" мастера Шамина

    Недавно в фонды Нижнетагильского музея-заповедника поступил необычный экспонат. Внешне он напоминает небольшое пианино: есть белые и чёрные клавиши, педали для ног. Вот только над клавишами на вертикальной панели выступают рычаги, переключатели и кнопки, а если открыть верхнюю крышку и заглянуть внутрь, так вообще дух захватывает – целое скопление проводов, ламп и ещё множество разных деталей, не относящихся к музыке.

    К этому необычному пианино прилагается инструкция – целая папка пожелтевших от времени бумаг с начерченными и нарисованными от руки замысловатыми схемами, на которых крестиками и заштрихованными цветными карандашами кружочками обозначены важные элементы. Я осторожно, как старинные манускрипты, перелистывал эти карты-схемы, всё больше озадачиваясь тем, найдётся ли сейчас человек, способный разобраться в этих шифрах и кодах, чтобы заставить чудо-пианино заработать вновь, как тогда, когда был жив его создатель.

    Хочу рассказать вам об удивительном человеке, создавшем этот необыкновенный инструмент. Быть может, его имя пополнит плеяду мастеров-изобретателей, прославивших Нижний Тагил.

Музыкальный вечер в доме Шаминых. Фото 1961г.

Музыкальный вечер в доме Шаминых. Фото 1961г.

    Этот умелец не сделал великих открытий и изобретений, подобно Черепановым, Артамонову или Егору Кузнецову, но вся его жизнь была наполнена творчеством, в котором тесно переплелись знания электромеханики и радиотехники с неиссякаемой любовью к музыке. Звали его Виктор Григорьевич Шамин (1924–2005). В 1961 году он завершил трёхлетнюю работу над изготовлением необыкновенного электронно–музыкального инструмента, внешне напоминающего пианино. Вот только вместо привычных струн здесь – хитро переплетённые провода, подсоединённые к различным радиодеталям. Нажимая на клавиши и меняя тембр звука, можно было получить самую разнообразную окраску звучания, от органа и трубы до целого оркестра. Это необычное пианино можно назвать предшественником современных синтезаторов. Виктор Шамин не изобрёл его, а самостоятельно изготовил и усовершенствовал, взяв за основу созданный перед этим рижским конструктором-радиоинженером Л. Вингрисом электронно-музыкальный инструмент.

    Тагильский мастер большую часть деталей и узлов инструмента сделал сам и собрал их по схеме, которую увидел в журнале "Радио" за 1958 год. Совершенствуя ряд деталей, он внёс много нового и своего в конструкцию пианино.

    "Какие только композиции не разыгрывал папа вечерами, сидя за клавиатурой своего пианино, – вспоминает дочь мастера Ирина Викторовна Шатова. – Он исполнял классику, музыку из старых советских и зарубежных фильмов, русские романсы и вальсы, среди которых были "Утомлённые солнцем", "Брызги шампанского", "Огни большого города" и другие".

В.Г. Шамин. Фото 1950-е гг.

В.Г. Шамин. Фото 1950-е гг.

    Надо сказать, что электронное пианино попало в музей именно благодаря усилиям Ирины Викторовны. Вместе с ним и папкой радиосхем она передала и кассету с аудиозаписями музыкальных произведений, исполненных Виктором Григорьевичем на своём инструменте. Так что, даже если не удастся восстановить рабочие функции инструмента, записи его игры всё равно можно будет услышать.

    Музыкальные пристрастия изобретателя Шамина были разнообразными, как и перечень музыкальных инструментов, которые он освоил. Виктор Григорьевич прекрасно играл на скрипке, аккордеоне и баяне, на духовых инструментах, естественно, на фортепиано, очень любил гитару.

    Отмечу, что игру на всех этих инструментах он освоил самостоятельно, не имея специального образования!

    Широта музыкальных интересов была лишь одной из сторон его многогранной натуры. Он серьёзно занимался фотографией, охотой, любил путешествовать, увлекался классической русской и зарубежной литературой, даже сам писал стихи. В его личной библиотеке можно было найти книги по истории мировой музыкальной культуры и словарь по неорганической химии; справочники радиолюбителя и журналы "Вокруг света"; полное собрание сочинений Бальзака и Достоевского...

Музыкант и электрик в одном лице. Сборка пианино продолжалась три года. Фото 1961 г.

    Всю жизнь, с того момента, как накануне Великой Отечественной войны закончил горно-металлургический техникум, Виктор Григорьевич проработал обычным электриком в рельсобалочном цехе НТМК. Как и многие тагильские мастера прошлых столетий, он происходил из простого народа, из рабочей среды, откуда как раз и выходили яркие и самобытные личности, талантливые от природы и постоянно стремящиеся к самообразованию и совершенствованию не только самого себя, но и окружающего мира.

    Познакомиться с творчеством тагильского мастера Виктора Шамина и увидеть его электронное пианино, по сути, являющееся первым на Урале синтезатором, можно в историко–техническом музее "Дом Черепановых".

Евгений СТАВЦЕВ, заведующий музеем "Дом Черепановых".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №19(114) от 06.06.2013.

 

 

Главная страница