Имя с мемориальной доски

Продолжается поиск пропавшего героя

    Проезжая мимо бывшего здания старейшей тагильской школы № 1 имени Н. К. Крупской, расположившегося в начале первых городских улиц Большерудянской (Кирова) и Тагильской, невольно обращаешь внимание на облупившуюся стену с мемориальной мраморной доской. Увековечивает она имена трех славных выпускников этого образовательного учреждения, трех Героев Советского Союза. И сразу задаешься вопросом, а почему школьный коллектив, вот уже тридцать лет, назад сменивший место дислокации, оставил неухоженным памятный знак? Знают ли учащиеся хоть что-то о своих старших одношкольниках, и, в частности, о том, что до сих пор нет документов, подтверждающих геройское звание Евгения Валентиновича Протасова?

    Разговор на эту тему весьма деликатный и все-таки, неужели более чем за шестьдесят лет никто не пытался найти друзей, родственников Евгения Валентиновича, у которого (это известно точно) есть две дочери и сын. Похоже, никто поисками их и не занимался. Вот где благодатная тема для военно-патриотической работы среди учащихся уникальной школы. Почему все это не делалось, к примеру, в период подготовки к юбилеям Великой Победы и к ее 65-летию, которое мы отметили недавно торжественно и многими славными делами.

    Объективности ради надо сказать, что поработал в этот период Нижний Тагил эффективно. Напоминает об этом открытый на улице Победы памятник Героям Советского Союза, прекрасная книга, рассказывающая о ратном и трудовом подвиге наших земляков, десятки газетных, журнальных статей и многое другое. Увы, но ни слова в этот период не было сказано об Е. В. Протасове. Впервые его имя прозвучало со страниц городской газеты "Тагильский рабочий" 7 февраля 1947 ("Школе № 1 имени Н. К. Крупской исполняется сто лет", автор А. Строганов). В ней рассказывается о торжественном собрании, проходившем в школе, и делается ссылка на выступавшего с докладом директора школы: "…докладчик с гордостью ... называет имена учеников, удостоенных за самоотверженные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза, – Юрия Дерябина, Анатолия Шмакова, Николая Епимахова и Евгения Протасова". В то в суровое время такими вещами шутить было нельзя, так что о недостоверности этой информации говорить не приходится.

    В дальнейшем Е. Протасова как Героя Советского Союза на протяжении нескольких лет включали в различные трудовые рапорты, поздравительные тексты, несколько раз городская газета публиковала его портрет, он даже был включен в книгу "Нижний Тагил".

    А вот в вышедшем двухтомнике "Герои Советского Союза", изданном "Воениздатом" в 1987 году, Протасова не оказалось. Почему? Тагильские краеведы так и не нашли ответа на этот вопрос. Два года назад я сделал запрос в Центральный архив Министерства обороны, расположенный в Подольске. Оказывается, и там практикуется бюрократический подход в работе с клиентами. Получил из архива несколько с отказов – в связи с загруженностью. Но все же после нескольких моих настойчивых писем, в конце концов, мне выслали выписку из личного дела Евгения Протасова.

    А сейчас давайте все-таки попытаемся ответить на опрос: "Кто такой Протасов?"

    Родился Евгений Валентинович 1 февраля 1919 года в селе Арамиль Арамильского района в Свердловской области. В середине 1920-х годов семья переехала в Нижний Тагил. В книге учета обучающихся в школе № 1 записано, что Женя Протасов в 1927 году поступил учиться в первый класс (в то время в первый класс брали с восьми лет) и окончил школу в 1937 году. В школьном музее хранится выпускная фотография их класса, в котором они учились вместе с будущим Героем Советского Союза Н. Епимаховом. Евгений и Николай дружили в течение многих, в том числе и военных, лет. Женя мечтал стать моряком и готовился поступить в военно-морское училище в Ленинграде. Но судьба распорядилась по-другому. Вместе с Николаем Епимаховым они стали студентами Уральского политехнического института.

    В июне 1940-го Евгения по Сталинскому спецнабору зачислили курсантом в Молотовскую военную авиашколу. В январе 1941 года его перевели в Новосибирскую авиашколу. А с 1942-го он учился в военно-авиационном училище разведчиков Военно-Воздушных Сил Красной Армии Южно-Уральского военного округа, после окончания которого в 1943 году ему присвоили звание младшего лейтенанта и направили летчиком в переменный состав 15-го отдельного разведывательного запасного авиаполка ПриВО. Через два месяца Протасов уже был летчиком 511-го отдельного разведывательного авиаполка 5-й Воздушной Армии 2-го Украинского фронта.

    В письмах к своему другу Николаю Епимахову, а переписка длилась почти всю войну, Евгений писал, что он "...продолжает летать в глубокий тыл немцев на разведывательном самолете..." Н. Епимахов переписывался и с матерью Е. Протасова. "...Я также получил два письма от матери Евгения, - говорилось в одном из писем. - Письма эти были безрадостными. В них мать Евгения сокрушалась на свое плохое здоровье и отсутствие около неё не только сына, но и дочери". Лиза, сестра Евгения также находилась на фронте. В конце войны Е. Протасова назначили командиром звена 511-го отдельного разведывательного авиаполка 5-й Воздушной Армии 2-го Украинского фронта, где он проходил службу до середины 1947 года.

    За свои подвиги в период с 6 ноября 1944 года по 16 июня 1945 года, чуть больше, чем за полгода, Евгений Валентинович Протасов был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими боевыми медалями. Теперь понятно, кто же такой "некий Протасов". Можно предполагать, что в наградных листах имеется и ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Осталось только получить копии наградных листов и другие материалы. Думаю со временем связаться с его дочерями Лидией и Галиной, 1948 и 1950 годов рождения, и сыном Сергеем, родившимся в 1960-м. Возможно, они живут в Москве, ведь доподлинно известно, что в мае 1972 года полковник- инженер Е. В. Протасов по болезни уволен в запас с должности летчика-испытателя Военного представительства Министерства обороны и направлен на учет в Тимирязевский РВК г. Москвы.

    Правда, несмотря на посланные мной в Подольский архив письма с просьбой выслать копии наградных листов, оттуда приходят одни отписки. О Евгении Протасове послан материал и в Интернет. Из московских военкоматов пришли ответы о том, что на учет Протасов не вставал. Это значит, что Евгений Валентинович в столице не проживает. Очень теплый ответ пришел из Москвы от совета ветеранов войны, но и там о нем ничего не знают. Будем надеяться, что в ближайшем времени что-нибудь да прояснится о жизни нашего земляка.

Василий КРИНИЦЫН, майор запаса, краевед

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №16(65) от 03.05.2012.

Евгений Протасов. Имя с мемориальной доски

    Проезжая мимо бывшего здания старейшей тагильской школы № 1 имени Н.К. Крупской, расположенной в начале первых улиц нашего города – Большерудянской (Кирова) и Тагильской, невольно обращаешь внимание на облупившуюся стену и на серую мемориальную мраморную доску. Увековечивает она имена трех славных выпускников этого образовательного учреждения, трех Героев Советского Союза.

Мемориальная доска на здании школы №1

Мемориальная доска на здании школы №1

    О Евгении Валентиновиче Протасове уже ранее писали. Но тогда многие страницы из его фронтовой жизни были почти не известны. Сейчас же после многолетней изнурительной бюрократической переписки с Подольским военным архивом Министерства обороны РФ удалось найти дополнительные документы, рассказывающие о славном боевом пути нашего земляка.

    Впервые имя Евгения Протасова прозвучало со страниц городской газеты ("Тагильский рабочий" за 7 февраля 1947 г. – "Школе №1 имени Н.К. Крупской исполняется сто лет", автор А. Строганов). В материале рассказывается о торжественном собрании, проходившемся в школе, и делается ссылка на выступающего с докладом ее директора.

    "…Докладчик с гордостью называет имена учеников, удостоенных за самоотверженные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза – Юрия Дерябина, Анатолия Шмакова, Николая Епимахова и Евгения Протасова". В то в суровое время такими вещами шутить было нельзя, так что о недостоверности этой информации говорить не приходится.

    В дальнейшем Е. Протасов, как Герой Советского Союза, несколько лет включался в различные трудовые рапорты, поздравительные тексты, снова несколько раз городская газета публиковала его портрет, он был включен в книгу "Нижний Тагил" 1964 и 1971 годов издания.

    А вот в двухтомнике "Герои Советского Союза", изданном Воениздатом в 1987 году, его имени не оказалось. Почему? Тагильские краеведы так и не нашли ответа на это вопрос. Так кто же он такой – Протасов?

    Родился Евгений Валентинович 1 февраля 1919 года в селе Арамиль Арамильского района Свердловской области. В середине 20-х годов семья переехала в Нижний Тагил. В книге учета обучающихся в школе № 1 записано, что Женя Протасов в 1927 году поступил учиться в первый класс (в то время в первый класс брали с восьми лет) и окончил школу в 1937 году. В школьном музее хранится выпускная фотография их класса. Юноша учился неплохо, о чем писала в 1937 году газета "Уральский рабочий" в статье "Образцовая школа" с его фотопортретом. Вместе с ним в одном классе учился Н. Епимахов, будущий Герой Советского Союза, с которым он дружил в течение многих, в том числе и военных, лет. Юноша мечтал стать моряком и готовился поступить в военно-морское училище в Ленинграде. Но судьба распорядилась по-другому. Вместе с Николаем Епимаховым он стал студентом Уральского политехнического института.

Евгений Протасов

Евгений Протасов

    В июне 1940 года Евгения по Сталинскому спецнабору зачислили курсантом в Молотовскую военную авиашколу. В январе 1941 года его перевели в Новосибирскую авиашколу, а с 1942 года он учился в военно-авиационном училище разведчиков Военно-Воздушных Сил Красной Армии Южно-Уральского военного округа, по окончании которого в 1943 году ему присвоили звание "младший лейтенант" и направили летчиком в переменный состав 15-го отдельного разведывательного запасного авиаполка Приволжского военного округа.

    Через два месяца Протасов стал летчиком 511-го отдельного разведывательного авиаполка 5-й Воздушной Армии 2-го Украинского фронта. В конце войны его назначили командиром звена в том же авиаполку, где он проходил службу до середины 1947 года.

    Недавно удалось выяснить дополнительные сведения из военной биографии нашего земляка. Это выписки из наградных листов и других документов. Судя по отметкам, с них только недавно был снят гриф секретности.

    Своё первое боевое крещение молодой лётчик получил в ходе подготовки к Корсунь-Шевченковской наступательной операции. Для успешного ее проведения по всей линии фронта проводилась не только наземная, но и воздушная разведка в глубоком тылу противника.

    Летать приходилось почти ежедневно. Боевые вылеты выполнялись в сложных метеорологических условиях. Самолёты вынуждены были снижаться до малых высот, а иногда и до бреющего полета, попадая под сильный огонь зенитной артиллерии противника, что значительно усложняло визуальное наблюдение и фотографирование обнаруженных объектов. Несмотря на трудности, собранные воздушными разведчиками данные оказывали командованию неоценимую помощь при разработке планов операции, в определении целей для артиллерии, штурмовой и бомбардировочной авиации.

    Лётчиками 511-го авиационного полка было произведено фотографирование свыше ста тысяч квадратных километров территории, на которой находились вражеские войска. В результате была вскрыта вся система обороны противника и его наземная группировка, определено расположение авиации на аэродромах.

    Аэрофотосъемку территории, занимаемой противником, производили в основном с пикирующих бомбардировщиков Пе-2, приспособленных и для разведывательных целей. Однако качество снимков не совсем удовлетворяло командование фронта. Тогда предложили вмонтировать фотоаппараты под крыльями штурмовиков Ил-2, обладающих большей живучестью и летающих на малых и предельно малых высотах. Это позволило качественно снимать на фотопленку сотни километров по переднему краю и в глубине вражеской обороны, обнаруживая промежуточные рубежи, укрепленные полосы, переправы. Командиры частей получали наглядные фотопанорамы предстоящего пути через оборону противника на ближайшие 10 километров.

    Особое внимание во время аэрофотосъемки обращалось на направления наступления бронетанковых войск. Для каждого из них изготавливали перспективные фотопанорамы, которые тщательно изучались всеми офицерами и механиками-водителями танков, это придавало танкистам твердую уверенность в своевременном и точном выполнении поставленной боевой задачи. Перспективная аэрофотосъемка сыграла важную роль. Она помогла заблаговременно изучить искусственные и естественные противотанковые препятствия, систему артиллерийских позиций, дала возможность наглядно определить маневр танковых частей и подразделений в ходе боя по обходу труднопроходимых участков местности и подавлению огневых точек.

    Свой первый подвиг младший лейтенант Евгений Протасов совершил в начале января 1944 года. Вот выписка из наградного листа от 5 июня 1944 г. о представлении его к ордену Отечественной войны I степени:

    "Тов. ПРОТАСОВ, молодой лётчик, в совершенстве владеет своим оружием. Впервые прибыл на фронт и с января месяца 1944 года включился в боевую работу. С 1.1.44 произвёл 13 успешных боевых вылетов на разведку войск противника. Смелый и решительный лётчик 7.1.44 года со штурманом вскрыл по дороге ГОЛОВАНЕВСК – УМАНЬ до 60 автомашин. На аэродроме УМАНЬ 70 самолётов, на ст. РАЙГОРОД эшелон до 20 цистерн. 9.1.44 года обнаружил на аэродроме УМАНЬ до 150 самолётов, РОТМИСТРОВКА до 30 самолётов, АПОСТОЛОВО – ШПОЛА до 30 автомашин и 6 орудий, ШИРОКОЕ – БЕРЕЗНЕГОВАТОЕ колонна до 100 автомашин, КАМЕНКА – КРИВОЙ РОГ до 70 автомашин, БРАТОЛЮБОВКА – КРИВОЙ РОГ до 50 автомашин. 15.1.44 производил разведку дорог, где установил: КРИВОЙ РОГ – КАЗАНКА до 90 автомашин, ЛОЗОВАТКА – КРИВОЙ РОГ до 40 автомашин. 23.1.44 года разведывательным полётом вскрыл передвижение войск по дорогам: КАЗАНКА – БЕРЕЗНЕГОВАТОЙ колонна до 90 автомашин, БЕРЕСЛАВ – ДАВЫДОВ БРОД до 110 автомашин с артиллерией, МАЛЛЕВКА на ВЛАДИМИРОВКУ до 50 автомашин и на ст. КРИВОЙ РОГ 3 эшелона.

    4.3.44 при плохих метеоусловиях и противодействии огня экипаж блестяще выполнил боевую задачу и вскрыл на аэродроме НИКОЛАЕВ до 30 самолётов, на ст. НИКОЛАЕВ 5 эшелонов, по дороге НИКОЛАЕВ – ВОДЯНО – ЛОРИНО до 45 автомашин, ХЕРСОН – НИКОЛАЕВ колонна до 40 автомашин, ВОССИЯТСКОЕ – БОБРИНЕЦ до 140 автомашин, БОБРИНЕЦ – УСТИНОВКА до 40 автомашин".

    После разгрома фашистских войск на Корсунь-Шевченковском направлении с 5 августа 1944 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов начали подготовку к проведению Ясско-Кишиневской наступательной операции.

    С целью установления направление движения, силы и состава отходивших войск экипажи 511-го разведывательного авиаполка производили разведку поля боя, а также ближних тылов противника по линии Бакэу, Васлуй, Кишинев. Вели наблюдение за продвижением своих передовых частей, быстро менявших местонахождение.

    За несколько дней летчики сумели сфотографировать район базирования фашистской авиации перед фронтом и сосредоточение наземных войск противника на направлении главного удара.

    С первого дня наступления экипажи воздушных разведчиков беспрерывно находились над полем боя, наблюдая за ходом сражения и докладывая обо всех изменениях, происходящих на земле.

    15 сентября 1944 года за отличия в Ясско-Кишиневской наступательной операции 511-й отдельному разведывательному авиаполку было присвоено почетное наименование Ясского.

    В Приказе № 054/Н войскам 5-й Воздушной армии от 6 ноября 1944 года под грифом секретно говорилось:

    "От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – НАГРАЖДАЮ:

    ПО 511 ОТДЕЛЬНОМУ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОМУ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦОГО И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ЯССКОГО ПОЛКА орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ…"

    В списке представленных к награждению орденом Красного Знамени значится и младший лейтенант Е. Протасов. Вот что о нем сообщается:

    "Лётчик ПРОТАСОВ со своим штурманом лейтенантом САДЫКОВЫМ тактически грамотно и умело ведёт воздушную разведку, доставляя командованию ценные данные о войсках противника.

    8.7.1944 года, несмотря на сильное противодействие ЗА и ИА, вскрыл на ст. ВЭЧЕШТИ 2 состава, на ст. НЕГРЕШТИ 3 состава, на ст. БУХЭЕШТИ 2 состава и один эшелон, на ст. ВАСЛУЙ 5 составов и один эшелон, на ст. МУНТЕНИ 2 состава, на ст. ЧИУРЯ 4 состава, на ст. ЯССЫ 7 составов, на аэродроме ХУШИ 10 самолётов и установил движение автоколонны на ВАСЛУЙ до БЭЧЕШТИ до 70 единиц, на ПОЕНИЙ на ЯССЫ до 50 автомашин.

    14.7.1944 года установил по дороге из ВАСЛУЙ на НЕГРЕШТИ автоколонну в движении до 70 единиц, из АДЖУД-НОУА на БАКЭУ колонну до 50 автомашин, из ДОБРЭВЕЦИЙ на ЯССЫ колонну до 80 автомашин, а также путём фотографирования вскрыл на аэродроме БАКЭУ 52 самолёта, на ст. БАКЭУ 3 состава, на ст. БОРЛАД 7 составов и 2 эшелона, на ст. КРАОВА 3 состава и действующий мост через реку Прут в районе ПУЦОРА.

    21.8.1944 года в полёте на разведку войск противника в предгорьях Карпат установил: по дороге движение автоколонны БАТРА-ДАРНЕЙ на БИСТРИЧИОАРА до 130 автомобилей, БАТРА-ДАРНЕЙ на КЫМПУЛУНГ ДАРА до 60 автомобилей, из ДЕРДЬЮ ТЕЛЬДЕШ на БИСТРИОЧАРА движение до 50 автомашин и фотографированием вскрыл на ст. КЫМПУЛУНГ 5 составов. В этот день тов. ПРОТАСОВ совершил второй успешный боевой вылет на разведку войск противника, которым вскрыл: по дороге из КОСТУЛЕНИ на ДРЫНЧЕЙ движение колонны до 200 единиц, из ТРОЯНЫ на ВАСЛУЙ колонну до 120 автомашин, от ст. ЧИУРЯ на ГРАЖДУРЬ колонну до 600 автомашин, из ГРАЖДУРЬ на ВАСЛУЙ сплошную колонну до 320 автомашин, из БЭЧЕШТИ на БУХЭЕШТИ движение до 100 автомашин, из ГЭДЫМБУЛ на НЕГРЕШТИ колонну в движении до 150 автомашин, из ТИБАНА на ТОДИРЕЖТИЕ движение до 350 автомашин.

    Тов. ПРОТАСОВ отличный воздушный разведчик. Всего произвёл 53 успешных боевых вылета на дальнюю и ближнюю разведку войск противника.

    После получения последней награды произвёл 43 успешных боевых вылета с отличными результатами и подтверждением фото…"

    Далеко позади остались Яссы и Кишинев. Теперь главные силы 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й Воздушной армии, обогнув юго-восточный выступ Карпат, вышли в начале сентября 1944 года на просторы Нижнедунайской равнины. Советские войска приближались к границам Венгрии – последнего союзника фашистской Германии в Европе.

    Главная роль в разгроме войск противника на венгерской территории отводилась 2-му Украинскому фронту. Советским войскам противостояла крупная вражеская группировка в составе группы армий "Юг". Венгрия была базой германской военной промышленности. Располагая крупнейшими месторождениями бокситов, она ежегодно поставляла Германии до миллиона тонн руды, снабжая авиационную промышленность гитлеровцев сырьем для производства алюминия. После того, как фашистская Германия потеряла румынскую нефть, Венгрия оставалась для нее одним из основных источников горючего, она же была для фашистов продовольственной базой.

    Все это и обусловило намерение немецко-фашистского командования сохранить Венгрию любой ценой. Подготовка войск 2-го Украинского фронта к наступлению шла в ходе предшествующих операций и на территории Румынии. По указанию Ставки от 3 октября 1944 года командование 2-го Украинского фронта приступило к подготовке Дебреценской операции. Командование решило нанести главный удар по противнику в направлении на г. Дебрецен. Нанесение вспомогательных ударов планировалось на правом крыле фронта, где предстояло овладеть населенными пунктами Клуж, Сату-Маре и Карей. На левом крыле предусматривалось разгромить противника на левом берегу реки Тиса. Дебреценская наступательная операция началась утром 6 октября 1944 года. После короткой артиллерийской и авиационной подготовки ударная группировка 2-го Украинского фронта перешла в наступление на главном направлении.

    Освобождение значительной части территории Венгрии создавало благоприятные условия для перебазирования всех полков и дивизий 5-й Воздушной армии на аэродромы восточной части Венгерской низменности. 5-я Воздушная армия главными силами продолжала взаимодействовать с наступавшими войсками. Штурмовики и бомбардировщики ударами по артиллерийским и минометным батареям, узлам сопротивления, а также по живой силе и боевой технике на поле боя в районах Лайошмиже, Фюлепсалаша, Кунсентмиклоша, Диона, Демшеда, Шорокшара содействовали успешному продвижению наземных войск в общем направлении на Будапешт. Бомбовые и штурмовые удары по опорным пунктам противника Абонь, Цеглед, Надькереш, Тапиосентмартон помогли войскам 7-й гвардейской армии овладеть городами Абонь, Цеглед и Надькерепт. Истребители вели борьбу с авиацией противника, осуществляли интенсивную разведку перед войсками фронта с применением фотоаппаратуры и с попутным бомбардированием важных целей.

    Во второй половине дня 1 ноября противник в районе Надькерепта танками и пехотой пытался восстановить ранее утраченные позиции, контратаковав советские войска.

    В приказе № 63/н 25.04.1945 г. по 5-й Воздушной армии о представлении очередного ордена Красного Знамени отмечалось:

    "Лётчик ПРОТАСОВ со своим штурманом лейтенантом САДЫКОВЫМ тактически грамотно и умело ведёт воздушную разведку войск противника, доставляя командованию ценные данные об их скоплении и передвижении.

    8.12.1944 г. установил движение колонны автомашин по дороге из ДБЕР на КИШБЕР до 200 единиц. Из МОР на СЕКЕШФЕХЕРОАР до 300 автомашин, на ст. ДВЕР вскрыл 8 составов и эшелона, на ст. ТАТА до 16 составов, на ст. ВАНАЙДА 3 состава и 3 эшелона, на ст. СЕКЕШФЕХЕРОАР 4 состава и 2 эшелона и фотографированием вскрыл на аэродроме ДВЕР 8 самолётов, на аэродроме БЕРГЕНД 25 самолётов.

    11.12.1944 года фотографированием и визуальным наблюдением загруженности ж.д. ст. и узлов установил: на ст. ЛЕВИЦЕ 8 составов и 2 эшелона, на ст. ВРАВЛЕ 4 состава и 2 эшелона, ст. ВРАВНЕЗАМКИ 7 составов и 2 эшелона, на ст. БИТРА 6 составов и 3 эшелона, на ст. НОВЫЗАМКИ 7 составов и 3 эшелона, на ст. МАРКО 8 составов, на ст. ОМАРОМ 10 составов, на ст. ПАРКАНЬ 7 составов и 5 эшелонов.

    19.12.1944 года вскрыл по дороге из ТИССОВЕЦ на ЧЕРЕВНА до 80 автомашин, ПЛЕШИВЕЦ на ЖУРАНЬ до 100 автомашин, ФИЛЯКОВО на ТИШ-ТЕРЕКНЕ до 85 автомашин.

    21.12. 1944 года фотографированием вскрыл: на ст. КОМАРНО 10 составов, на ст. КОМАРОМ 30 составов до 1300 вагонов и 13 паровозов, по реке Дунай в районе КОМАРНО 70 барж, на аэродроме ЧАКВАР 27 самолётов, на ст. ТОПОЛЬЧАНЫ 3 состава, на ст. НИТРА 4 состава и визуально установил движение автоколонны до 80 единиц из ЛУЧЕВЕЦ на ШАЛГО-ТАРЬЯН.

    Тов. Протасов отличный воздушный разведчик. Всего произвёл 91 вылет на дальнюю и ближнюю разведку войск противника. После получения последней награды произвёл 46 успешных боевых вылетов".

    В приказе № 133/н от 16.06.1945 года на представление к очередному ордену Красного Знамени отмечалось:

    "Командир звена тов. ПРОТАСОВ со своим штурманом САДЫКОВЫМ тактически грамотно и умело ведёт воздушную разведку противника, доставляя командованию ценные сведения об их скоплении и передвижении.

    31.03.45 г. фотографированием и визуальным наблюдением установил: на ж. д. станции ЛИЛИНА 5 составов до 150 вагонов и 2 эшелона 70 вагонов, на ж. д. ст. ПОВАГИ БЫСТРИЦА на ИЛЯВА 2 эшелона под парами, по дороге ЛИЛИНА на ТРЕНЧИН до 260 автомашин, ТРАВИДЗЕ на ЛИЛИН до 100 автомашин.

    5.4.45 года фотографированием вскрыл на ж. д. ст. ГАДОВИН 4 состава и два эшелона под парами в направлении на север, всего 200 вагонов, на ж. д. станции БРАТИСЛАВА 5 составов и два эшелона до 400 вагонов. 9.4.45 года фотографированием и визуальным наблюдением установил загруженность ж. д. узлов и станций: на ж. д. ст. МЕКИРИЧИ 7 составов и 3 эшелона, всего до 350 вагонов, на ж. д. ст. ГРАНИЦЕ до 25 составов, всего 1000 вагонов и 4 эшелона под парами. На ж. д. ст. ОЛОМУЦ до 10 составов, всего 400 вагонов и 2 эшелона под парами, на ж. д. ст. ГУЛИН 5 составов до 250 вагонов, на станции МОР ПИСЕКУ до 15 составов 600 вагонов, на аэродромах: ГРАНИЦЕ 10 самолётов.

    16.4.45 г. на ст. МЕКИРИЧИ 5 составов и эшелон под парами, на ст. ГРАНИЦЕ 7 составов до 250 вагонов, на ж. д. ст. ПРИКЕРОВ 20 составов, всего 700 вагонов. Тов. Протасов отличный воздушный разведчик. Всего произвёл 101 боевой вылет на дальнюю и ближнюю разведку войск противника. После последней награды произвёл 30 успешных боевых вылетов".

    Затем Евгений Протасов участвовал в Будапештской, Венской, Пражской наступательных операциях в марте-апреле 1945 года. В ходе этих боевых действий он не только летал на разведку, но и участвовал в воздушных боях. Об одном из таких боёв говорится в очередном наградном листе.

    Семерка штурмовиков из 132-го гвардейского авиаполка под командованием гвардии старшего лейтенанта Е. В. Протасова в сопровождении четверки истребителей обнаружила на станции Орошхаза 2 железнодорожных эшелона и 50 автомашин на дороге в двух километрах западнее Орошхазы. Перестроив группу в боевой порядок "круг", Протасов и его ведомые с планирования разбомбили и обстреляли эшелон. На станции было отмечено несколько взрывов. В составе 5-й воздушной армии командиром соседнего 90-го гвардейского штурмового авиационного полка воевал и Герой Советского Союза Г. Т. Береговой, впоследствии космонавт под номером "12".

    Как мы убедились, Евгений Валентинович с честью выдержал суровый экзамен. За свои подвиги в период с 5 июня 1944 года по 16 июня 1945 года Протасов награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, многими боевыми медалями.

    Теперь понятно, кто же такой "некий Протасов", которого в городской газете назвали даже "самозванцем". Думаю со временем разыскать его дочерей Лидию, 1948, Галину, 1950 и сына Сергея, 1960 годов рождения. Возможно, они живут в Москве, ведь доподлинно известно, что в мае 1972 года полковник-инженер Е.В. Протасов по болезни был уволен в запас с должности летчика-испытателя Военного представительства Министерства обороны и направлен на учет в Тимирязевский РВК г. Москвы.

    О Евгении Протасове я послал письма и в Москву. На письма в московские военкоматы пришли ответы о том, что на учет Протасов не вставал. Это значит, что он в Москве не проживает. Очень теплый ответ пришел из Москвы от совета ветеранов войны, но и там о Протасове ничего не знают.

    После моей публикации о Е. Протасове появилась версия о том, почему стали говорить о Протасове как о Герое Советского Союза. О ней мне рассказала тагильчанка Валентина Васильевна Бараева.

    В 1946 году с фронта приехала сестра Евгения Лиза с маленьким сыном. Жили они на улице Тагильской в подвале двухэтажного дома (он не сохранился). Жили бедно. Лиза просила помощи у брата, который после войны обосновался в Ленинграде, и всем говорила, что он – Герой Советского Союза и получает большую зарплату, а помочь не желает. Писала ему письма, но ответа не получала. Затем она уехала в Арамиль.

    Теперь уже доподлинно известно, что военный летчик Евгений Протасов не является Героем Советского Союза. Доска же с его именем продолжает находиться на стене школы, что вызывает определенные сомнения. В общем, поиск продолжается.

В. Криницын, майор запаса, краевед.

    Снимки предоставлены автором.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №35(218) от 08.10.2015.

 

 

Главная страница