Дети ей доверяют

    Людмила Сергеевна Попова, учитель истории школы № 33. В коллективе – как все, но есть в ней какая-то внутренняя сила, которая заставляет ею восхищаться, а зачастую и удивляться, откуда, из чего черпает она энергию, берёт силы, чтобы постоянно держать себя в отличной форме. Откуда у неё такая любовь к учительству?

    Встретившись с ней за порогом школы, учительницы в ней не признал бы. Уверенная походка стройной женщины, открытая улыбка скорее указывали на то, что передо мной руководитель солидного коллектива.

    Людмила Сергеевна делает всё, чтобы дети почувствовали, что они личности, что они отвечают за себя, друг за друга. Этому в детстве ее учили и родители, и учителя. Дети – это не взрослые, которых заботят мелкие, неважные вещи – карьера, деньги. Они люди в чистом виде. И за это их нельзя не любить.

Учитель истории Людмила Сергеевна Попова

Учитель истории Людмила Сергеевна Попова

    Не может по-другому учитель, который полностью "отключается" от дома для того, чтобы подготовить со своими питомцами классный вечер, попутешествовать... Ученикам Людмилы Сергеевны комфортно на уроках. Предмет истории ко многому обязывает. На уроках они занимаются не только историей, но говорят и о литературе, и о математике, химии, физике… И не только в связи с открытиями в области этих наук, но и о значении их в нашей жизни. Конечно же, не обходится без политики. "Ко всему в жизни надо относиться с добром, любить своё дело, а значит, и всех тех, кто к нему причастен".

    Людмила Сергеевна Попова – коренная тагильчанка, из простой, как принято говорить в народе, семьи. Папа, Сергей Фёдорович, работал на заводе имени Куйбышева и Высокогорском механическом (он рано ушёл из жизни), мама, Клавдия Савватеевна, всю жизнь трудилась на ВМЗ. Обе линии (отцовская и материнская) – тульские, прапрапра... деды Людмилы Сергеевны в числе первых были привезены Демидовым в наши места, строили оба завода, а потом на них работали. Мама прапра... кузнеца-оружейника до замужества носила фамилию Кузнецова. Отец из известной династии купцов Ляпцевых. "Так что, – улыбается Людмила Сергеевна, – известный дом Ляпцевых (ныне Дом школьников) – это и моя вотчина".

    Известный в советское время большевик и участник Гражданской войны Воскресенский (Ляпцев) – дядя Людмилы Сергеевны.

В Ленинском райкоме комсомола одну из лучших отрядных вожатых уговорили годик поработать в школе №33

В Ленинском райкоме комсомола одну из лучших отрядных вожатых уговорили годик поработать в школе №33

    Интересен приход Л.С. Поповой в профессию. Не было у Люды Поповой в детстве ни игр в школу, ни мечты стать учителем. Да, она обожала своих учителей из легендарной первой школы, до сих пор в восторге от уроков первой своей учительницы Зинаиды Касимовны Скирда, Лидии Еремеевны Хлопотовой, от мудрого, понимающего ребят директора Зои Сергеевны Коротковой. Но планировала она посвятить себя юриспруденции. Может, и стала бы юристом, но в Ленинском райкоме комсомола одну из лучших отрядных вожатых с трудом, но уговорили поработать годик вожатой в школе № 33, в которую пришла она вместе с директором М.С. Кремером. "Именно на его примере поняла я роль руководителя в жизни коллектива. Михаил Семёнович, человек высочайшей культуры, умел создать великолепную атмосферу на педсоветах, в коллективе. Все мы тогда высоко держали марку школы, старались занять только первое место. Традиция эта живёт и сегодня. Именно Михаил Семёнович настоял, чтобы я поступала в педагогический. Училась заочно на истфаке и учила младшеклассников истории и географии".

    Назначение после получения диплома организатором внеклассной работы стало неожиданным, но не разочаровало, двенадцатичасовая нагрузка позволяла держать себя в форме. Сразу же всё закрутилось-завертелось: работа с пионерией, комсомолом, зарождавшимся тогда школьным самоуправлением, организация культурных и спортивных мероприятий, игры "Зарница"... Изюминкой в работе были поездки и путешествия по стране, родному Уралу.

Повезло ребятам с классным руководителем! Поездки и путешествия по стране, родному Уралу, походы... Именно так крепнет школьная дружба

Повезло ребятам с классным руководителем! Поездки и путешествия по стране, родному Уралу, походы... Именно так крепнет школьная дружба

    "Помню, как ездили в Брестскую крепость, стояли в почётном карауле. Право это мы получили как дружина имени одного из защитников крепости уральца Шульгина. Венок-звезду привезли из Нижнего Тагила. Организация поездок в Ригу, Ленинград (Санкт-Петербург), походов на Семь братьев, Голубые озёра, Медведь-камень – дело очень хлопотное, затратное, но безумно интересное и необходимое в работе и учителя, и классного руководителя. Ребята у нас замечательные. Часто вспоминаю председателя совета дружины Анвара Загитова, Зину Зуфарову... Горжусь, что все они стали успешными, востребованными. Светлана Митрофанова, к примеру, редактор одной из екатеринбургских газет, Наташа Писанова – учитель школы № 18... Дружная наша работа отмечалась путёвками в "Артек" и "Орлёнок". Многое из прошлого использую и сегодня в работе как классный руководитель – у меня сейчас пятый и шестой классы. Кстати, организовать поход, поездку нынче несравнимо легче, ведь сейчас у меня учатся дети моих бывших учеников, они-то знают, как всё это интересно и нужно. Может быть, и поэтому школа у нас такая домашняя".

    Есть у неё любимые ученики, но нет нелюбимых учеников. Любимчики её сегодня готовятся стать специалистами в области истории. Егор Киселёв, золотой медалист, победитель всероссийского конкурса "Наше наследие" (по теме "Первая мировая война") учится на истфаке УрФУ, Яна Зенкова – студентка исторического факультета НТГСПА. А сегодня Л.С. Попова не нарадуется успехам обладательницы серебряного знака отличия "Национальное достояние России" Ксении Ерахтиной.

    "Храню о них всё. Их успехи, добрая, хорошая семья – чего ещё учителю надо? И всегда вспоминаю наши уроки, на которых никогда не навязывала своей точки зрения. А какие дискуссии были, сегодня они ещё жарче. К каждому занятию готовлюсь, как к последнему. Мы, историки, многие годы находились в условиях, в полном смысле слова, экстремальных. Вот когда приходилось неукоснительно следовать принципу "Не навреди". Главное – как тогда, так и сегодня, заинтересовать ребят, подвигнуть к размышлениям. Вести историю, опираясь лишь на один учебник, невозможно. Даже в советские времена, когда с нажимом давалась одна непререкаемая оценка, рекомендовалось несколько учебников. Ведь любое историческое событие нельзя трактовать однозначно. Надо понять, почему получилось так, а не иначе, какова роль участников события, как оно повлияло на дальнейшую судьбу человечества. В истории нет случайностей. У неё свои законы, понять которые можно, лишь постигнув суть процессов. И хотя моим подопечным и без истории хватает предметов, делаю всё для того, чтобы они знали – они не созерцатели, а творцы истории. Пусть и высокопарно звучит, но аргумент мой в этой ситуации – стройная система доказательств, в которой важное место занимают исторические, обязательно достоверные, документы. Много читаю исторической литературы, она помогает оживить уроки, создавать те или иные образы, занимать ребят разными "интересностями". Слежу внимательно за сегодняшним днём, газетных и журнальных вырезок у меня более двадцати папок. И ещё считаю, что историю надо изучать не только по царям и вождям, нужно знать обязательно, как жил народ".

    Очень важным направлением своей деятельности Людмила Сергеевна называет внеурочную работу с учащимися, которая, по её мнению, является логическим продолжением её уроков.

    "Учить надо не только предметам, – считает она, – но и пониманию, что такое хорошо и что такое плохо. Это самое важное в воспитании детей. Помните, как Бердяев сказал: "Личность выковывается в различении добра и зла. Когда стираются эти границы, личность начинает распадаться. Потому так жизненно важно научить детей различать, где что. Лучше всего это сделать можно в неформальном общении, в походе на тот же Юрьев Камень, о котором нынче много споров, во время проведения Масленицы в лесу, участвуя в областной православной конференции (из тагильских школ наша была единственной на ней) и так далее. Мы ведь знаем, что в классной работе нет стандарта, как и методической чёткости. Зато здесь масса интереснейших подходов. Я довольна, что мои дети танцуют, поют в "Хорошках", активно участвуют в жизни школы.

    Понаблюдал Людмилу Сергеевну в юной компании. Всё серьёзно, никакого сюсюкания. Видно было, что дети ей доверяют. Счастьем сияли доброжелательные глаза Учителя.

В. ЛИДИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №32(171) от 02.10.2014.

 

 

Главная страница