Меньше слов – больше дела

    13 августа 2018 года 70-летний юбилей отметил Николай Александрович Малых

    Почетный гражданин Нижнего Тагила и Волчанска, председатель совета почетных граждан, лауреат премии правительства России в области науки и техники и национальной премии имени Петра Великого, награжденный орденами "Знак Почета" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалью "За трудовую доблесть". Список его достижений занимает больше страницы.

Николай Александрович Малых

Николай Александрович Малых

    Это человек, о деятельности которого написаны не только многочисленные газетные и журнальные статьи, но и книги. А все журналисты и писатели обязательно подчеркивают в своих материалах важный факт: он прошел трудовой путь от слесаря до генерального директора Уралвагонзавода. Отметили это в своих поздравлениях юбиляру временно исполняющий полномочия главы города Владислав Пинаев и председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.

    Кстати, сам Николай Малых в своих воспоминаниях пишет так: "У меня были хорошие учителя-наставники, если бы не они, возможно, я бы навсегда остался слесарем-инструментальщиком". И уже о нем самом, как о руководителе, пишут в воспоминаниях ученики, друзья, коллеги.

    Например, тагильский фотограф, председатель совета ветеранов Дзержинского района, а в свое время заместитель руководителя администрации генерального директора УВЗ, помощник генерального директора Сергей Кузнецов отмечает: "Это его стиль – молчать, приглядываться, а потом принять решение. Меньше слов – больше дела. Никакой болтовни".

    И сразу два сборника статей тагильского писателя Бориса Телкова и журналистки Оксаны Исуповой начинаются с глав о жизни и деятельности Николая Малых.

    В его жизни было достаточно и трудностей, и достижений, и незаслуженных обид, и ярких взлетов. Но для многих жителей Вагонки, заводчан, он, прежде всего, тот человек, который возглавил УВЗ в очень тяжелое время "лихих 90-х": у предприятия были огромные кредиты, отсутствие заказов, цеха простаивают, людей отправляют в отпуска "на 2/3" или без содержания, переводят на полставки или вовсе сокращают рабочие места.

    Вспомните: в 1997 году почти все сотрудники УВЗ были миллионерами, так как зарплату им начисляли по миллиону рублей, а то и по два, да только не выплачивали месяцами, и продукты, которые каким-то чудом доставали активисты в цехах и отделах, записывали в долг. Средний обед в столовой стоил 5 тысяч рублей, буханка хлеба в магазине – 2 200, ведерко картошки – 6 тысяч. Люди были озлобленные и во всех бедах винили руководство страны и предприятия, устраивали забастовки и митинги.

    "Всем сотрудникам я старался внушить – завод не умрет! Это просто исключено", – вспоминает Николай Малых. И предприятию удалось выжить, а Николай Александрович возглавлял его до 2009 года, был депутатом палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, лучшим "Благотворителем года", одним из создателей международной выставки вооружения в Нижнем Тагиле...

    В предисловии к книге "Уралвагонзавод. Век 21...", изданной в 2006 году, генеральный директор предприятия Николай Малых отметил: "В 21-й век завод вошел, сохранив свои лучшие традиции. Далеко не все предприятия выжили в период жесточайшего экономического кризиса. Уралвагонзавод сумел не только выстоять, но и адаптироваться к рыночной ситуации, нарастить объемы производства и встать в ряд лидеров машиностроительной отрасли. Огромный запас прочности – технический и человеческий – дает возможность делать оптимистические прогнозы".

Людмила ПОГОДИНА.

    ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.08.2018.

Николай Малых: "До сих пор болею за промышленность"

    Этого человека знают далеко за пределами Нижнего Тагила. Он возглавил Уралвагонзавод в 1997 году, когда предприятие находилось на грани банкротства: цехи простаивали, люди месяцами не получали заработную плату, из-за огромных долгов под вопросом было и начало отопительного сезона в Дзержинском районе. За 11 лет руководства Николай Александрович Малых смог не только поднять завод с колен, но и вывести его на международный рынок. Сегодня танки марки "УВЗ" стоят на вооружении в 77 странах мира, а вагоны ходят по всем железнодорожным магистралям с колеей "1520". 13 августа 2018 г. у Николая Малых – юбилей – 70 лет.

"От Малых до великих"

    Так подписала поздравительную открытку школьная учительница Николая Малых Вера Александровна Сорокина. Ничего не может быть точнее этих слов...

Николай Александрович Малых

Николай Александрович Малых

    Николай Александрович родился 13 августа 1948 года в селе Бобылево Кировской области, рос в тяжелые послевоенные годы. Когда Коле было пять лет, его семья переехала в Нижний Тагил и поселилась в барачном поселке ТЭЦ. Детство в рабочем поселке научило парнишку стоять за себя и всегда держать свое слово. В 1966-м, окончив школу, Николай попытался осуществить свою мечту стать летчиком. Ей не суждено было сбыться – не прошел строгий отбор медкомиссии. Тогда юноша продолжил дело отца и устроился слесарем на завод. Чуть позже толковый рабочий стал лекальщиком в цехе 280, где изготавливались заправочные комплексы для ракет. Затем были служба в армии, в ВДВ, и возвращение в криогенное производство слесарем вакуумировщиком.

    Энергия и постоянная тяга к знаниям сподвигли Николая поступить на вечернее отделение политехнического института. А тут еще и начальник цеха настаивал стать секретарем комитета комсомола подразделения. Где же взять столько времени? Нужно и ударно трудиться, и за цех выступать в заводских соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, и конспекты учить, и курсовые работы делать. Сам Николай Александрович признается, что это были непростые годы. Защитив диплом по специальности "Обработка металлов давлением", ушел с общественной работы и стал заместителем начальника цеха в бронекорпусном производстве. И все же общественно-идеологической работы Николаю Малых избежать не удалось. Руководство вновь вспомнило о его незаурядных организаторских способностях, и он еще восемь лет занимался партийной работой: сначала был заместителем секретаря парткома УВЗ, затем – секретарем.

Н.А. Малых в одном цехов УВЗ

Н.А. Малых в одном цехов УВЗ

    Участие партийного лидера в производственном процессе было настолько деятельным, что дальнейшее назначение его заместителем генерального директора объединения "Уралвагонзавод" стало вполне логичным. Все "оборвалось" внезапно в начале 1990-х. Николай Александрович без его ведома был вовлечен в "тайную торговлю оружием", а, точнее, целым танковым эшелоном. К слову, в то время он вообще находился в отпуске и даже не представлял сложившуюся ситуацию. За него вступились тысячи человек: писали письма в разные инстанции, просили разобраться в этом. Делом занялся КГБ. В июле 1991 года с Николая Малых были сняты какие-либо подозрения, однако с таким отношением к себе после стольких трудовых лет Николай Александрович смириться не мог и ушел с Уралвагонзавода, возглавив городскую коммерческую структуру Тагилснаб. Он принял фирму с долгами, но уже через пару лет она начала приносить прибыль.

Н.А. Малыхна торжественном открытии

Сила завода – его коллектив

    В 1997 году Уралвагонзавод был на грани банкротства, и губернатор Свердловской области Эдуард Россель искал нового генерального директора для гиганта уральского машиностроения. Прямо из своей приемной он позвонил Николаю Малых. Тот не сразу согласился на эту должность, еще свежа была обида на несправедливое обвинение, кроме того, Малых хорошо знал, в каком аховом состоянии находится предприятия.

    – В Тагилснабе у меня было все налажено, – вспоминает Николай Александрович, – В шесть часов вечера я уже дома. А тут мне предстояло пахать и пахать, практически жить на заводе. Но в то же время Уралвагонзавод для меня – не пустой звук. Столько с ним связано! И я подумал: "Елки-палки! Неужели не справлюсь! Завод знаю."

    Цехи простаивали, были многомиллионные долги по зарплатам, налогам, платежам в Пенсионный фонд и т.д. Сам коллектив находился на грани психологического срыва. На второй день работы произошла забастовка в цехе мелкого стального литья. У работниц сдали нервы, так как долги по зарплате составляли семь месяцев, а дома их ждали голодные дети.

    Для того чтобы вывести завод из кризиса, нужны были неординарные решения, способные в корне переломить ситуацию. И выход был найден. В середине девяностых медленно велись переговоры Рособоронэкспорта с индийскими военными о закупке российских танков. Прежнее руководство завода ориентировалось на вышестоящее начальство, а Малых при поддержке губернатора решил взять инициативу в свои руки. В июне 1999 года состоялось открытие первой выставки вооружения и военной техники на полигоне Старатель, куда приехали сотни иностранных специалистов. В этом же году началось погашение долгов предприятия. В 2001 году Россия и Индия заключили соглашение о поставках вооружения, в том числе и танков Т-90. Индийский контракт принес миллиард долларов и вывел завод из кризиса. В 2005 году УВЗ впервые вышел на чистую прибыль.

    – Нисколько не преувеличу, если скажу, что при руководстве Николая Малых люди начали улыбаться, – рассказывает предцехком корпуса 560 Галина Рубцова. – Я в то время работала инженером в цехе 563. Тяжелейшие условия труда рабочих. Самое главное – Николай Александрович позаботился, чтобы у трудового коллектива было все самое необходимое. "Под получку" на заводе продавались колбаса, мясо, консервы, в магазине "Зенит" можно было купить одежду, бытовую технику, обувь также в счет заработной платы. В канун праздников, таких как Новый год, каждому работнику дарились продуктовые наборы, в том числе конфеты для детей. Малых часто приходил в цехи и общался с народом, для него было важно знать настроение коллектива. И люди ему верили. К слову, в то время членство в профсоюзной организации Уралвагонзавода было почти стопроцентным во многом благодаря общественной деятельности Николая Малых. И именно при Николае Александровиче в 1999 году на предприятии была создана молодежная организация.

Александр Потапов и Николай Малых. Полигон НТИИМ, 2006 год

Александр Потапов и Николай Малых. Полигон НТИИМ, 2006 год

И для себя, и для других

    На УВЗ понимали: индийский контракт закончится, а что дальше?

    – Мы поставили себе задачу: выпускать на военном конвейере гражданскую продукцию, – вспоминает Николай Александрович. – Так появились экскаваторы, погрузчики, тракторы. Мы изготавливали очень хорошую продукцию, которая конкурировала с западными образцами. К примеру, в Удмуртию мы продали 100 с лишним тракторов и до сих пор там работают 90-92 машины.

    Малых спас не только свой родной завод, но и множество других, на которых производили комплектующие для танков и другой техники, выпускаемой на УВЗ.

    – Мы начали поднимать заводы, проводили множество дней в командировках, – вспоминает заместитель исполнительного директора по техническому развитию Алексей Васильев. – Помню, приезжаем на Омсктрансмаш. Идем почти по развалинам. К нам подходят две женщины и, узнав, что мы приехали с Уралвагонзавода помогать, расплакались. Люди верили ему. И что мы видим сейчас? Омсктрансмаш работает и развивается! Следующим был Рубцовский завод, потом Волчанский. Николай Александрович – человек-победитель! Грозный, требовательный, но уважаемый и даже любимый трудовым народом. Ни это ли половина успеха дела?

    Наращивание темпов производства в соответствии с директорским сценарием привело к необходимости обновления мощностей. Важным шагом на пути к качеству мирового уровня стало техническое перевооружение Уралвагонзавода. Директор привлек для обновления оборудования и технологических линий лучших зарубежных производителей. Некоторые цехи подвергались коренной реконструкции и даже перепрофилированию. Сегодня на УВЗ работают самые передовые станки с ЧПУ и роботизированные комплексы.

    В 2009 году Николай Малых покинул пост директора УВЗ, когда завод находился на самом взлете. Нынешнее руководство завода высоко ценит вклад Николая Александровича в развитие предприятия.

    – В те сложные годы, когда было очень тяжело, принимались важнейшие решения, в дальнейшем повлиявшие на судьбу предприятия, – говорит генеральный директор корпорации "Уралвагонзавод" Александр Потапов. – Николай Александрович Малых – один из ярких примеров настоящего патриота, профессионала, человека, который болел, болеет и будет болеть душой за промышленность нашего Отечества. И, безусловно, за наш любимый Уралвагонзавод. Я очень рад, что в моей жизни есть такой человек, и я с удовольствием лично поздравлю Николая Александровича с юбилеем!

Подготовила Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото Ольги Пермяковой.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 10.08.2018, №31.

 

 

Главная страница