Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский)

(1725-1805 гг.)

Е. Г. Кузнецов (Жепинский) (Деталь росписи музыкальных дрожек. Художник С. В. Дубасников)Астрономические часы

    В 2000 г. исполнилось 275 лет со дня рождения старейшего тагильского изобретателя Е. Г. Кузнецова (Жепинского). Родился он в семье крепостного кузнеца Выйского завода (отсюда и фамилия мастера).

    Подростком вместе с отцом и братьями трудился в небольшой кузнице. Затем, освоив слесарное ремесло, стал по указанию Нижнетагильской заводской конторы обучать подмастерьев в "слесарной фабрике" и одновременно выполнял заказы железоделательного завода.

Музыкальные дрожки Е.Г. Кузнецова     Первым крупным изобретением Кузнецова стала водоотливная и рудоподъемная машина для шахт Медного рудника, страдавшего от избытка грунтовых вод. Здесь мастер впервые использовал идею непрерывных ковшей, нашедшую сейчас широкое применение в землечерпалках, экскаваторах, многоковшовых погрузчиках. Создал Егор Григорьевич и механические ножницы для резки листового железа.

    Но основное внимание он сосредоточил на "плющильном деле". Впервые в России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую и мучительную операцию по получению листового железа, которое прежде мастера "дощатой фабрики" выковывали и разглаживали молотом вручную. Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его творчества явился стан непрерывного действия.

    Очень долго оставались безрезультатными попытки Кузнецова освободиться от крепостной зависимости. Заводчиков, остававшихся равнодушными к его изобретениям, он пытался заинтересовать созданными им раритетами (редкостями). В течение 20 лет трудился мастер над созданием уникальных "астрономических часов", ежедневно отмечавших восход и заход солнца, фазы луны, год, месяц, число. В часы (экспонируемые ныне в музее-заповеднике) искусный механик вмонтировал календарик-святцы, органчик, наигрывавший 6 мелодий, и действующую модель "кричного цеха", в котором под музыку работал маленький бронзовый мастер.

    Вторым шедевром Кузнецова явились музыкальные дрожки находящиеся сейчас в Государственном Эрмитаже. Дрожки имели систему верстомеров - прообразов современных спидометров. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло вычислит скорость движения. Вмонтированный органчик, состоящий из 15 труб, воздуходувных мехов и автоматического распределительного устройства, услаждал слух пассажиров 22 мелодиями. Крепостной художник С. Дубасников, расписав дрожки, изобразил и их создателя. Вот как описан этот портрет М.С. Шагинян: "Старик держится прямо и молодо, в умном, породистом кержацком лице - ни тени самоунижения, нос с горбинской, глаза пытливы...".

    В 1803 г. 76-летний изобретатель отправился на своих дрожках в Москву, где в день коронации подарил их новой императрице, жене Александра I. В благодарность "по высочайшей воле" он в 1804 г. вместе со всей семьей был освобожден от крепостной зависимости.

Сказ о тагильском Левше, который не только блоху подковать умел

    Мариэтта Сергеевна Шагинян, бывавшая в Нижнетагильском краеведческом музее, давала восторженные оценки не только самому музею, но и многим местным явлениям, деятелям культуры, мастерам. Среди таких упоминаний не затерялось и имя Егора Григорьевича Кузнецова (Жепинского) (1725-1805 г.г.).

Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский) (1725-1805 г.г.)

Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский) (1725-1805 г.г.)

    Увидев его портрет, выполненный талантливым художником Сидором Дубасниковым, Шагинян позже записала: "Старик держится прямо и молодо, в умном, породистом кержацком лице - ни тени самоунижения, нос с горбинкой, глаза пытливы..."

    Пытливости тагильским мастерам было не занимать, а таких, как Егор Кузнецов, в истории механических "курьезных" и промышленных изобретений вообще немного. Не только на Урале, но и в России.

    Этот талантливейший крепостной изобретатель - из плеяды тех, кто создавал славу Нижнего Тагила как горнозаводского центра высокой духовной, эстетической и технической культуры. И ради новых поколений надо поднимать имена прославленных в веках предков наших, дабы не прервалась связь времен. И должны появиться в их честь памятники, улицы, а может, и селения, должны быть написаны книги, учреждены конкурсы, премии, да и мало ли еще чего.

    В разгар весны 1725 года в семье крепостного кузнеца Григория родился мальчонка. Нарекли его Егоркой. Парень как парень: рос, трудился с отцом и братьями в кузнице, осваивал слесарное мастерство. Однако приметили его в заводской конторе - сметка де у него недюжинная. Ну и поставили Егора обучать ребятишек в "слесарную фабрику" да на заказы штучные, которые не всякий мастер шибко мог и разобрать. А тут еще объявилась у него сноровка в механическом деле. В заводской конторе и вовсе рты пораскрывали: "Что да как!?" А Егор для Медного рудника представил рудоподъемную и водоотливную машину. Да такую, что его идею непрерывности работы ковшей применяют и поныне. Однако на том егоровы новшества не кончились. Пришла на ум конструкция вододействующих механических ножниц для резки металла - труд многих работных мужичков они облегчали.

    Но самого большого успеха Егор сын Григорьев Кузнецов достиг в "плющильном" деле. Долгие годы размышлял он, как можно получить лист железа, не прибегая к мучительным операциям "выколотки" и "разглаживания". И вот в 1770 году впервые в России на Нижнетагильском заводе прокатали первый лист железа, а через четыре года сконструирован прокатный стан двойного действия, где лист металла "катался" и в ту, и в другую сторону.

    Это был грандиозный успех. В Европе к такому придут только в следующем столетии. А ведь мастер, оставивший всех позади, не знал даже грамоту. К тому же тяготила его крепостная неволя. Даже величайшие изобретения не дали ни малейшего шанса вырваться из нее.

    Однако у русского человека надежда всегда умирает последней.

    Еще молодым человеком Кузнецов приступил к изготовлению очень "заковыристой" игрушки. Уникальность ее механики потребовала всех его практических знаний, навыков и умений, а недюжинная слесарная работа может поставить его в ряд выдающихся мастеров декоративно-прикладного искусства. Очевидно, только традиционные тагильские росписи здесь были делом не его рук. 20 лет было отдано работе. И в результате родилось чудо - астрономические часы, которые и по сей день вызывают восхищение.

    Они показывали часы, минуты и секунды, долготу дня, движение солнца и луны, звездное небо, а также святых, соответствующих каждому дню по святцам. Часы играли шесть мелодий - по выбору или все поочередно, отбивали каждую четверть и каждый час. А запускались они в движение грузом пяти гирь.

    Механизм был очень сложен. С левой стороны астрономические часы имели "театральную" часть. Там располагалась "молотовая фабрика" с горном, мехами, двигающимся молотом и мастером-кузнецом, закрепленным на платформе. Каждый час после последнего удара платформа двигается вперед, кузнец берет заготовку горна, подносит к молоту, тот начинает стучать, отсчитывая время. Потом все возвращается на исходные позиции и вступают в действие меха. И такая живая картина представляется каждый час. Диво - иначе не скажешь. Увидеть бы такое сейчас...

    Спешу обнадежить земляков знаменитого мастера. Музей-заповедник, в коллекции которого находится этот уникальный экспонат, заключил договор с московским научно-производственным объединением "Музеум-дизайн" на реставрацию астрономических часов Егора Кузнецова. Уже восстановлены "куранты". А как только будет определено, какие мелодии они должны играть, оживет и зазвучит история, "рассказанная" 220 лет назад крепостным мастером, выходцем из старообрядческой среды.

    Похоже, что все, вышедшее из-под рук Егора Кузнецова, шедеврально. Музыкальные дрожки, хранящиеся в Эрмитаже в отделе русской культуры, не дадут усомниться: верстомеры здесь применены впервые в мировой практике, а ведь это - прообраз современного спидометра. Орган, по желанию пассажиров, мог сыграть 22 различных мелодии. Дрожки украшены росписями тагильского мастера Сидора Дубасникова: он оставил на их поверхности 13 различных сюжетов, а также тот самый портрет Егора Кузнецова, который так понравился Мариэтте Сергеевне Шагинян: "Старик держится прямо и молодо"...

    Да, когда были завершены дрожки (а на их создание потрачено более 16 лет) Егору Григорьевичу минуло уже 76. Через два года, в 1803-м, он предпринял отчаянную попытку освободиться от крепостной зависимости: на своих диковинных музыкальных дрожках отправился в Москву и на коронации супруги императора Александра I подарил их молодой царице. Только тогда "высочайшей волей" мастер и его семья были освобождены. Жить Егору Кузнецову оставалось еще целый год.

Александр СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 10.08.1995.

Диковинки "горного гнезда"

    За дрожками, которые гнедые тащили за собой по улице, толпа ребятишек бежала, не отставая. Ведь интересно было послушать музыку, которая громко звучала из большого ящика, установленного на четырех колесах. Механик-самоучка Егор Кузнецов-Жепинскии обкатывал свою диковинку музыкальные дрожки.

    Что же из себя представляло это единственное на земном шаре создание? Оно выглядело просто: по бокам два сиденья для ездоков, спереди одно для кучера. Оригинальность дрожек была в том, что во время движения из них громко раздавалась органная музыка. Аж двадцать две мелодии! Удивлял и верстомер, который можно считать далеким "прадедом" нынешних автомобильных спидометров. С помощью сложной системы зубчатых передач измеритель расстояния был соединен с задним колесом, длина окружности которого составляла одну сажень. Один из шести циферблатов отмечал каждый оборот колеса, а остальные пройденный путь в десятках и сотнях сажен, в десятках и сотнях верст. О каждой оставшейся позади версте извещали громким звоном колокольчики. Если засечь время от звонка до звонка, то можно было определить скорость движения дрожек.

    Егор Григорьевич Кузнецов был поистине разносторонне развитым мастером. Вот строки из его обращения в Нижнетагильскую заводскую контору: "Имею я нижеописанное мастерство, а именно: слесарному, кузнечному, делать часы стенные, колокольные, карманные; ружья, к ним замки; для подвески к магнитам с пустотою якори отделывать; веса ковать и отделывать машинные валы и пушки". На Нижнетагильских заводах Кузнецов почитался "первым слесарным и кузнечным мастером". Право называться так талантливый умелец справедливо заслужил, создав неповторимое заводское оборудование: непрерывный прокатный стан для прокатки сортового четырехгранного железа и многое другое.

    До наших дней сохранился его портрет, копия которого выставлена в Нижнетагильском краеведческом музее. На нем изображен мужчина именно своей эпохи. Об этом наглядно говорят окладистая борода, под кружок подстриженные волосы, кафтан. Еще я узрел любопытную деталь: на картинке Егор Кузнецов держит в руках большие карманные часы. Умелец выставил как бы напоказ свое творение. Ведь он еще и автор уникальных астрономических и музыкальных часов, хранящихся ныне здесь же, в музее.

    Часы были сделаны им "по самохотной выучке и любопытному знанию", как в те времена говорили. Они показывали не только время. Вот молотовой мастер берет щипцами крицу и ставит его под грузный молот. Так работала миниатюрная модель кричной фабрики (кузнечный цех железоделательного завода тех времен), которая как бы знакомила с ее технологическим процессом.

    В пояснительном тексте автора часов было указано: "А действие учреждено оной фабрике через 3 часа, то есть по пробитии 12, после того 3, 6 и 9 часов. Сперва сделан четвертый бой, потом ударение часов, а за сим и действие фабричное, наконец играет курант". Впервые их действие тагильчане наблюдали в 1775 году. Напольные часы, вмонтированные в большой деревянный футляр, показывали время суток, фазы Луны, время восхода и захода Солнца, год, месяц, число и святых, соответствующих каждому дню. И есть основания предполагать, что часы исправно ходили почти до середины сороковых годов. Ведь новые, сделанные другим тагильчанином Иваном Козопасовым, слесарем и часовым мастером, в заводской конторе появились только в 1844 году.

    А теперь вернемся к музыкальным дрожкам. С этой тагильской диковинкой познакомился я в зале русской техники Государственного Эрмитажа, где она красуется и ныне. Как дрожки могли попасть в российскую столицу? Можно предположить, что по указанию Николая Никитича Демидова уникальное изделие было переправлено в Санкт-Петербург. Видимо, владелец Нижнетагильских заводов, который был страстным любителем всяких "курьезов" и диковинок, чтобы блеснуть мастерством своих крепостных людей, повелел Кузнецову по случаю преподнести свое изобретение царю, что и было неукоснительно сделано. Вот строки из архивной записки "Краткая история Нижне-Тагильских заводов" от 1830 года: ".Егор Кузнецов построил музыкальные дрожки, показывающие количество пройденных верст, и преподнес императору Павлу. По высочайшей воле он был в награду отпущен на свободу вместе со своим семейством".

    Спустя без малого двести лет в город на берегах реки Тагил ненадолго возвратилось неповторимое и уникальное творение уральского механика-самородка. Прежде чем оставить Санкт-Петербург, раритет прокатили по Дворцовой площади. С нескрываемым любопытством питерцы толпой следовали за старинным чудом техники, во время движения которого раздавалась разнообразная органная музыка. В середине августа 1997 года в Нижнем Тагиле посланец Эрмитажа участвовал в торжествах, посвященных 275-летнему юбилею "горного гнезда" знаменитых российских промышленников Демидовых.

Марлис РАФИКОВ.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 27.09.2006.

Самые старинные часы Нижнего Тагила

К 240-летию Астрономических часов Егора Кузнецова

    В 2015 году исполнилось 240 лет уникальным Астрономическим часам, которые можно увидеть в экспозиции историко-технического музея "Дом Черепановых". Эти часы создал замечательный тагильский мастер Егор Григорьевич Кузнецов-Жепинский (1725-1805). Его имя вписано в плеяду российских мастеров-самоучек XVIII века, таких, как Иван Кулибин, Иван Ползунов, чьи достижения в развитие техники опережали своё время. Астрономические часы Егора Кузнецова, как и другие его творения, известны далеко за пределами Нижнего Тагила и Урала, и являются ярчайшим примером безграничного таланта, целеустремлённости и трудолюбия уральских мастеров.

Егор Кузнецов. Автор портрета - крепостной художник Сидор Дубасников

Егор Кузнецов. Автор портрета - крепостной художник Сидор Дубасников

    Егор Кузнецов – выходец из старообрядческой среды, крепостной Выйского медеплавильного завода, был поистине универсальным мастером. Целый ряд его оригинальных изобретений, сократив затраты и повысив качество труда, принесли значительные выгоды заводам. К таковым можно отнести водоотливную и рудоподъемную машины для шахт Медного рудника, где впервые была применена ныне широко используемая в землечерпалках и экскаваторах идея многоковшового погрузчика (1764); воздуходувные меха с перепускным клапаном для доменных печей с "особливыми железными коробками", благодаря которым в несколько раз повысилась выплавка чугуна в доменных печах (1764); механические ножницы с водяным приводом для резки металлических листов.

    Но основное внимание Егор Кузнецов сосредоточил на прокатном производстве, или, как его раньше называли, "плющильном деле". Впервые в России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую операцию по получению листового железа, которое прежде выковывали и разглаживали молотом вручную. Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его творчества явился прокатный стан непрерывного действия. Однако водяные двигатели – основной вид заводской энергетики – из-за малой мощности не позволили внедрить "плющильную машину" в производство. Для этого требовалась более мощная энергия паровых машин, что стало возможным только в XIX веке.

    Изобретательский талант Е.Г. Кузнецова-Жепинского ярко проявился в созданных им раритетных механизмах: Астрономических часах (1755-1775 гг.) и "Механических музыкальных дрожках" (1785-1801 гг.). Созданием этих двух шедевров Егор Григорьевич и заработал бессмертную славу.

Астрономические часы, над которыми мастер трудился более 20 лет

Астрономические часы, над которыми мастер трудился более 20 лет

    До нас дошёл портрет мастера, по которому мы можем представить внешний облик Егора Кузнецова. Он украшает его чудодрожки. Перед нами старовер с длинной окладистой бородой, одетый в длиннополый кафтан. В его строгом и сосредоточенном лице чувствуются ум, твердый характер и упорство. На всей фигуре – отпечаток многолетнего физического труда. Автором портрета и росписи является крепостной художник Сидор Дубасников, известный мастер лаковой росписи по металлу XVIII века.

Механические музыкальные дрожки в 1804 году "освободили" Егора Кузнецова и его семью от крепостной зависимости

Механические музыкальные дрожки в 1804 году "освободили" Егора Кузнецова и его семью от крепостной зависимости

    Егор Кузнецов закончил работу по созданию Астрономических часов, над которыми трудился в течении 20 лет, в 1775 году. Их механизм имеет астрономическую и театрально-музыкальную части. На передней лицевой панели часов находится циферблат, показывающий часы и минуты, прорези для показа года, месяца, числа, фазы луны. В часы мастер встроил небольшой календарик – Святцы. В церковном календаре каждый день посвящен какому-либо святому, что Святцы как раз и демонстрировали. Для это мастер сделал диск, разделенный на 365 секторов, на каждом из котором были написаны имена святых, со сменой суток в специальной прорези появлялись имена, соответствующие новому дню. Театральная часть была изготовлена в виде модели молотовой фабрики, состоящей из горна с мехами, молота и наковальни, при бое часов фигурка кузнеца "оживала", брала крицу и клала её на наковальню. Вполне может быть, что Егор Григорьевич решил таким образом запечатлеть себя и сохранить о себе память.

    В заднюю часть часов был вмонтирован музыкальный механизм, игравший шесть мелодий. Он состоит из цилиндрического валика с закрепленными на нем штифтами. При вращении валика эти штифты задевали за ряд молоточков, которые, в свою очередь, пружинили и били по медным колокольчикам. Так воспроизводилась мелодия. Чтобы поменять ее, нужно было сместить валик вправо или влево. Положение штифтов изменялось. Очередность, по которой штифты задевали молоточки, тоже менялась, и мелодия, соответственно, звучала иначе.

    Корпус часов также расписан Сидором Дубасниковым, и это одно из наиболее ранних изображений знаменитых тагильских розанов. Считается, что своим шедевром Кузнецов пытался заинтересовать заводовладельца Никиту Акинфиевича Демидова – хозяина Нижнетагильских заводов, чтобы получить свободу от крепостной зависимости. Демидов высоко ценил Кузнецова за его достижения и пользу, которую он принёс заводам, поэтому, боясь потерять ценного работника, отказался подписывать "вольную". В качестве награды заводовладелец выплатил Кузнецову значительную денежную сумму, и часы выкупил.

    Более полувека Астрономические часы Егора Кузнецова находились в главном здании заводоуправления Нижнетагильских заводов Демидовых. Во второй половине ХIХ века их сменили большие напольные часы другого тагильского мастера – Ивана Козопасова. Куда были перенесены Астрономические часы, нам не известно. Дальнейшее их появление оказалось неожиданным. Нашли их спустя много лет, в 1940-е годы, совершенно случайно на территории металлургического завода имени Куйбышева, в груде металлолома, предназначавшегося для переплавки. Уникальные часы могли быть потеряны навсегда, но судьба, к счастью, распорядилась иначе. Долгое время Астрономические часы экспонировались в Историко-краеведческом музее Нижнего Тагила – с утерянными механизмами, без маятника и гирь, а в 1990-е годы они прошли реставрацию в реставрационном центре "Музеум-дизайн+" (город Москва). С 2004 года, часы занимают одно из центральных мест в экспозиции Историко-технического музея "Дом Черепановых".

    После своего триумфа, забвения и мытарств знаменитые часы теперь может увидеть каждый желающий, причём не только их внешний вид, но и работу их сложных и удивительных механизмов, воспроизводящих музыку, часовой бой, и работу маленького театра, приводя в изумление и восторг даже самых искушённых зрителей. Вы только задумайтесь: для того, чтобы сделать такие сложные часы, нужно было в совершенстве знать механику, математику, автоматику, астрономию, разбираться в устройстве музыкальных и часовых механизмов. Все необходимые знания Егор Кузнецов приобрел самостоятельно, что еще раз показывает его безграничный талант, широту интересов и удивительную целеустремлённость в достижении поставленных целей.

    Егор Григорьевич Кузнецов и после своих знаменитых часов продолжал создавать раритетные механизмы. Его следующим шедевром стали музыкальные механические дрожки, над которыми мастер трудился 16 лет – с 1785 по 1801 годы. Сейчас они хранятся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Дрожки представляют собой пароконную тележку на трех человек (кучера и двух пассажиров), выполненную с изумительным мастерством. В задней части повозки в причудливый фигурный корпус встроены дорожный орган и верстомер. Во время движения музыкальный механизм с помощью 15 органных труб, воздуходувных мехов и распределительного устройства исполнял одну из двадцати двух запрограммированных мелодий. Верстомер на шести циферблатах показывал пройденный путь в верстах и саженях. Мелодичный звонок колокольчика оповещал путников о каждой пройденной версте. Верстомер Кузнецова можно считать прародителем современных автомобильных спидометров.

    В 1801 году, в день коронации нового императора Александра I, в Москве Егор Григорьевич подарил музыкальные дрожки вдовствующей императрице Марии Федоровне – матери императора, поразив не только ее, но и всю царствующую семью. В благодарность "по высочайшей воле" он в 1804 году, за год до смерти, вместе с семьей был освобожден от крепостной зависимости, осуществив, наконец, мечту всей своей жизни – стать вольным человеком. В 1997 году тагильчане могли видеть его дрожки на выставке "По самоохотной выучке и любопытному знанию".

    Жизнь Егора Кузнецова является примером стойкости, мужества, желания познавать окружающий мир и не останавливаться перед трудностями. Он стал образцом для подражания многим будущим тагильским мастерам, повлияв на их жизнь и творчество. Егор Григорьевич своим трудом и талантом, своими достижениями и изобретениями, ярким примером которых могут служить Астрономические часы, прославил не только своё имя, но и свою родину – Нижний Тагил.

В. Гордеев, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №35(218) от 08.10.2015.

Главная страница