Степан Ефимович Козопасов

(1782-1838 гг.)

    Видный изобретатель С.Е. Козопасов был современником Е. А. и М. Е. Черепановых. Однако в основном они по-разному подходили к решению технических проблем своего времени.

    Приобретя первоначальные знания под руководством Е. Г. Кузнецова, Степан Ефимович в 1808 г. по заданию Нижнетагильской заводской конторы был направлен на Сестрорецкий завод, где обучался различным видам мастерства, "относящегося к ружью". Затем ему удалось ознакомиться с работой крупнейших машиностроительных заводов Петербурга, Москвы и Швеции.

    В 1812 г., когда накануне Отечественной войны производство снаряжения на Урале значительно расширилось, Козопасов был отозван на Тагильские заводы и введен в штат служителей. В Нижнем Тагиле им была создана машина для точки тяжеловесных валов и разработан способ лужения листового железа на английский манер.

Штанговая машина, построенная крепостным изобретателем С. Козопасовым для Медного рудника. (Копия с гравюры XIX в.)

    Усовершенствования, внесенные им в проект машины профессора Ферри, служившей для разбивки тяжеловесных штук, позволили сократить число обслуживающих се рабочих с 50 до 8 человек.

    Крупнейшими созданиями Козопасова стали построенные им в 20-х годах две "штанговые машины" для откачки воды из шахт: первая - мощностью 68 лошадиных сил, вторая - 200. Эти машины, приводимые в действие силой воды, имели грандиозные размеры и отличались незаурядным исполнением.

    В 1 половине XVIII в., в период расцвета мануфактурного производства, С.Е. Козопасов несомненно стал бы выдающимся конструктором-новатором. Но в условиях начавшегося промышленного переворота его конструкции оказались устаревшими по сравнению с более мощными и экономичными паровыми двигателями.

    Уступая в смелости технического новаторства современникам Черепановым, Козопасов не оценил преимуществ и значения паровой техники и поэтому не сумел пойти дальше своего учителя Кузнецова.

Главная страница