Рекорд за рекордом

    XVIII годовщину Октябрьской революции советский народ встретил мощным стахановским движением за поднятие производительности труда. Примеру шахтера Алексея Стаханова последовали тысячи рабочих.

    На Уралвагонстрое застрельщиком движения стал экскаваторщик Ф.М. Эрсман. Вместе со сменщиками Аксеновым и Шахматовым он довел выработку "Рустона" до 199,6 процента нормы. Наращивать темпы мешали постоянные простои из-за поломки машины плохое снабжение дровами, вместо которых, случалось, подавали и щепу. И все же экскаваторщики не сдавались. К годовщине Октября они обязались досрочно выкопать канаву водостока, чтобы дать возможность строителям забетонировать ее к празднику.

    Взяв обязательство, экскаваторщики предъявили социалистический счет руководителям строительства вагоносборочного цеха: своевременно готовить фронт работы, снабжать экскаватор углем, без задержки выполнять заказы на запчасти. Начальник М.А. Тамаркин должен был этот счет "оплатить".

    Изо дня в день набирали экскаваторщики темпы. Пятое октября стало знаменательной датой в соревновании: за три смены было вынуто 1129 кубометров земли. 329 процентов нормы!

    27 октября в клубе Уралвагонстроя собрался первый слет стахановцев стройки. Зал аплодисментами встретил Эрсмана, который рассказал, как начал добиваться высоких показателей, как пришлось ему преодолевать саботаж работников Союзводстроя, срывавших подачу волы для экскаватора.

    Да, каждую десятую процента к плану прибавляли, преодолевая несовершенство техники, устаревшие понятия об организации и методах работы. Воду к "Рустону" возили в бочке на лошади. Протестов Эрсмана в Союзводстрое как будто не слышали, и тогда экскаваторщик написал в газету "Вагоногигант". Статью напечатали, администрация объяснялась в парткоме, и через четыре часа к экскаватору подвелди воду. На следующий день выработка поднялась до 550 кубометров. И тут же возникла новая проблема с отвозкой земли. Тогда экскаваторщики вызвали на соревнование водителей автогаража - и опять работа пошла на лад. Когда промерз грунт, начальник строительства цеха Тамаркин распорядился, чтобы землю взрывали.

    Рекорды будили в людях дух соревнования. Среди тех, кому не терпелось испытать собственные силы, был восемнадцатилетний электросварщик цеха металлоконструкций Уралвагонстроя Пискунов. За месяц вместо пяти-шести по программе освоил новичок на курсах электросварку и уже через два месяца выполнял план на 160 процентов.

    - Но разве мог я быть спокойным, имея такие маленькие результаты, -говорил Пискунов на слете стахановцев Тагильского района. - Мое волнение усилилось, когда электросварщик Чернышев выполнил норму на 273 процента. Это подлило масла о огонь. Стал просить мастера создать широкий фронт работы, чтобы я смог круче поднять шкалу производительности труда и "побить" тов. Чернышева.

    В первый день Пискунов выполнил задание на 260 процентов. 8 октября пришел в цех за 30 минут до смены, все приготовил и за семь часов работы выполнил дневную корму на 307 процентов.

    - Мои показатели, - продолжал стахановец, - заставили задуматься всех "стариков" нашего цеха: "Как это Пискунов дает 307 процентов? Мы будем давать еще больше". И вот один из них выполнит план на 329 процентов. Но я не уступил. 4 ноября с утра приготовил рабочее место. По норме мне полагалось заварить шов в 20,6 метра, а я заварил 72,6. Выработка выросла до 360 процентов.

    Часть сварщиков, достигавших высоких результатов, начали с того, что работали с двумя держателями. Пискунов поставил перед собой другую задачу: показать, сколько можно сварить одним держателем при обычной работе, не отрываясь на разговоры, перекуры, праздное шатание по цеху.

    7 ноября 1935 года газета "Вагоногигант" сообщила, что десятник вагоносборочного цеха Бородулин на специально сконструированном им приспособлении поставил небывалый в истории Уралвагонстроя рекорд гнутья арматуры. За семь рабочих часов он изготовил 1400 килограммов арматуры при норме 162, выполнив свою программу на 1030 процентов.

    Арматурщики считали, что в методе их производства изменить ничего нельзя: "Кусачки и колышки не изменишь, тут и электрификация не поможет" Но Бородулин был убежден, что они пользуются отсталыми методами и надо менять, совершенствовать буквально каждый процесс. Начал со станка для гнутья железных прутьев: сделал вертящимися колышки. Именно на таком станке он поставил свой рекорд. Но этим не удовлетворился. Усовершенствовал и кусачки. Ему помогали техники, изготовляли чертежи. Затем Бородулин пересмотрел метод вязки арматуры, внес много других предложений.

    Арматурщики многих участков и других организаций начали работать на станке, спроектированном Бородулиным, а он стал мастером арматурных работ, поступил в индустриальный институт.

    Рекорд следовал за рекордом. И все они приближали пуск гиганта вагоностроения, который ждала страна, начавшая развивать свою промышленность.

Т. БОБРОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.09.85.

Главная страница