Архитектурные особенности церкви Петра и Павла в с. Ушаковском Курганской области

    Ушаковское село расположено на правом достаточно ровном берегу р. Исети, на расстоянии 130 верст от Екатеринбурга и в 9 верстах от почтовой и железнодорожной станции с. Катайска. До открытия самостоятельного прихода Ушаковское село было деревней Сапожниковой, входившей в приход Троицкой церкви ближайшего села [1, 453]. Под названием Сапожниковое Ушаковское село и теперь более известно в округе.

    Согласно сведениям, собранным Евгением Селетковым, из опубликованных карт "Русские поселения по рекам Исети, Миассу и Тоболу в XVII, XVIII веках", дата основания с. Ушаковское примерно относится к 1680 годам. Местные жители – русские, правосланые крестьяне – занимались хлебопашеством, а в свободное от полевых работ время – перевозкою хлеба из с.Катайского на мельницы, имевшиеся в каждой деревни.

    По утверждению Е.И. Кириченко, "Села и деревни – основной тип сельских поселений, одновременно занимающий самое низкое место в иерархии архитектурных жанров. Село значительно деревни, в нем обязательно была церковь, в деревни могла быть только часовня" [2, 91]. Именно в селе Ушаковское существовала часовня (место расположения неизвестно).

    Сельские поселения – это "низкий стиль" архитектуры, поэтому изображение деревень Российской империи единичны. Если изображаются села или деревни, то чаще всего не их общий вид, панорамы, улицы, а самое главное в селении – церковь, поскольку все крестьянское поселение было деревянным, государство стремилось установить контроль за безбрежной стихией крестьянского строительства.

    Первый именной приказ Петра I о перепланировке деревень вышел 7 августа 1722 г. "… на основе регулярности", был вызван усилиями государственной политики в области архитектуры [3,77]. Изменения и трансформация деревянной застройки деревни осуществлялась в разные сроки, разными темпами и отчасти разными средствами.

    Рис. 1. Панорама на церковь Петра и Павла в с. Ушаковское, (фото автора, 2008)

Рис. 1. Панорама на церковь Петра и Павла в с. Ушаковское, (фото автора, 2008)

    Наряду с этой политикой, государство стимулировало строительство церквей, создавая сеть приходов, равномерно охватывающих своим влиянием все население страны. Желание увеличить значение храма, сливалось с желанием обезопасить церкви от бича деревянной России – опустошительных пожаров. Закон 1841 года, ассоциировавшийся в зодчестве Нового времени с прекрасным и значимым, превратился в обязательный. В его контексте предусматривалось стремление "отвести" лучшие по меркам того времени места в поселениях храмам. Законом предписывалось сооружать церкви на площадях, а не посреди обывательских кварталов.

    "И так не должно помещать Церкви в местах тесных, где бывают оне окружены другими строениями, и через это уничтожается все действие, какое должно производить величественное здание. Площади, места пространственные, открытые и возвышенные, способные к тому, чтобы храм Божий на них казался величественнее других окружающих его зданий…" [4,231]. Строительство церквей в 1830-40-е годы, поощрямое Николаем I в русском (древнерусском) стиле, рассматривалось как возвращение к основам правослаия и как возрождение византийских истоков русской национальной культуры. Возникает термин "византийский", или "русско-византийский стиль", означающий яркую особенность русской культуры. Так, в малолюдном и удаленном от крупных центров с. Ушаковское, смыкаясь в храме "византийского стиля", возродилась эта традиция.

Церковь Петра и Павла с. Ушаковское, (фото автора,2008)

Рис.2. Церковь Петра и Павла с. Ушаковское, (фото автора,2008)

    Ушаковский приход был открыт в 1860 году и первоначально состоял из одного только села, а в 1879 г. к нему причислена от Никитинского прихода д. Оконечникова, что составило 2541 прихожан обоего пола. Церковь была заложена 21 октября 1856 г. (каменная, двухпрестольная) по грамоте архиепископа Пермского Неофита от 1 1 марта 1854 года. В теплом храме в честь Рождества Христова придел был освящен 2 мая 1860 г. , а в главном храме – 26 октября 1864 г. во имя Апостолов Петра и Павла в русском стиле.

Рис. 3. Главный, южный фасад ц. Петра и Павла, с. Ушаковское (фото автора, 2008)

Рис. 3. Главный, южный фасад ц. Петра и Павла, с. Ушаковское (фото автора, 2008)

    "Русский стиль каменных храмов, о котором мечтают прихожане, – это стиль древних храмов, выражающих в своем облике назначение, не похожих на светские сооружения" [1, 56]. Этим храмам присуща кубовитость объемов, все они квадратные в плане, с трехчастной композицией с трапезной и колокольней, причем, что принципиально важно, с шатровой колокольней (вышедшей из употребления в архитектуре в конце XVIII века).

    Церковь Петра и Павла расположена на ровной открытой площади при въезде в село со стороны Катайска. Трехпрестольный пятиглавый храм с шатровой колокольней был обнесен кирпичной оградой с воротами (утрачена). Образное композиционное решение церкви можно назвать упрощенным вариантом русского стиля – одного из направлений в архитектуре XIX века.

    Закладка Петропавловской церкви состоялась в 1856 году. Двусветный бесстолпный четверик основного храма, завершенный декоративным пятиглавием, имеет прямоугольную апсиду (рис.4).

Фрагмент апсиды ц. Петра и Павла, с. Ушаковское (фото автора,2008)

Рис.4. Фрагмент апсиды ц. Петра и Павла, с. Ушаковское (фото автора,2008)

    Почти квадратная, трапезная является доминирующим звеном планировочной композиции (рис.3). С запада к ней примыкает небольшой промежуточный притвор, обжатый с двух сторон палатками. Колокольня, имеющая утраченную крытую паперть, соединена с трапезной переходом (рис.2).

    С характерной для своего времени подражанием зодчеству XVII в. выполнена объемная композиция колокольни – наиболее выразительной части памятника. Восьмерик звона, посаженный на двухъярусный столп основания, завершен шатром со слухами-люкарнами и главкой с крестом (рис.5).

Фрагмент креста)

Рис.5. Фрагмент креста

    Суховатый декор храма отличают геометризм и схематичность форм. По вертикали фасады членятся высокими лопатками и полуциркульными окнами. Карниз четверика и приделов, включающий сухарики, подчеркивается широким фризом, оформленным ширинками. Прямоугольные ниши расположены на фасадах апсиды и главном портале церкви. Стены колокольни оживлены более рельефным декором: прямоугольными сандриками окон, рядами ширинок на угловых лопатках, профилированными аркадами яруса звона.

    В интерьере храма фрагментарно сохранилась настенная масляная живопись. Темноватая колористическая гамма этих росписей характерна для провинциальной школы 2-ой половины XIX века.

    Список источников и литературы

    1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М.: Наука,1979.– С.318.

    2.Введенская А.Г. Из истории планировки русской дерев-ни XVIII – первой половины XIX в.//Труды Государственного исторического музея: Сборник статей по истории СССР. – М., 1962. – Вып. 15. – С. 379.

    3. Кириченко Е.И. Щеболева Е.Г. Русская провинция. – М.: "Наш дом– L,Age d,Homme", 1997.– С.181.

    4. Там же.

    5. Скопин Е.Л. Памятники архитектуры и градо-строительства Кировской области. – Киров: Изд-во: ООО проектная научно-реставрационная строительная фирма "Анфилада-Р", 2007. – Вып. 3. – С.239.

    6.Справочная книжка Екатеринбургской епархии// Братства Св. Праведного Симеона Чудотворца. – 1902. – С.602.

Т.Н. Липина Уральский федеральный государственный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Каменск-Уральский

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница