Из истории Катайских ярмарок

    Вторая половина XVII века. На восточной окраине государства, за Уралом, продолжается освоение Сибири, иначе говоря, последовательный захват земель у местных татаро-башкирских племен. В авангарде шли военные стрельцы и беломестные, то есть освобожденные от податей, казаки. Продвигаясь в глубь территории, они оставляли за собой остроги и крепости, служившие оплотом и прибежищем для русских переселенцев от набегов воинственных инородцев.

    Новой колонии требовались оружие и боеприпасы, предметы первой необходимости, хлеб, соль, и потому освоению неизбежно сопутствовала торговля, в том числе и меновая с туземным населением на рыбу и пушнину. Но самый первый северный Чердынско-Лозьвинский маршрут, проложенный сто лет назад дружиной Ермака, решительно не годился для транспортировки товаров из-за труднопроходимости и огромных расстояний. Поэтому еще в 1598 году гораздо южнее открывается более короткий путь от Соликамска до верховья реки Туры – так называемая Бабинова дорога, названная в честь ее строителя. Тогда же основывается Верхотурье, где утверждают таможню.

    По торговому уставу 1653 года внешняя таможенная пошлина составляла от 4 до 5% стоимости вывозимого и ввозимого товара. Бабинова дорога стала официальным и обязательным трактом в Сибирь, и провозить товары, минуя таможню, строго запрещалось. Не трудно представить, в какую зависимость от таможенных чиновников попадали купцы: взяточничество было неимоверным, пошлины брали сверх меры. В этих условиях торговцы начинают пользоваться обходными путями, главным из которых была так называемая Казанская тропа или Уральская дорога: из Казани и Вятки, минуя Пермь, через Кунгур, Уфу на Катайский острог – ведь ни Екатеринбурга, ни Каменска тогда не существовало. Этот путь позволял избегать пошлины, а плата за постой в Демидовских слободках была небольшой. К тому же дорога оказывалась короче, удобней и легче Бабиновой.

    С этих пор Катайск начинает играть важную роль во всей Урало-Сибирской торговле. Часть привезенных товаров распродавалась в остроге, часть направлялась на Ирбитскую ярмарку, остальное шло в Сибирь на Ялуторовск, Шадринск, Мехонку. Современники свидетельствовали: "В Катайском остроге была великая ярмонка (так в тексте) на день Богоявления Господня, на которую съезжались множество купцов из России". Доходы казны начали падать, и тогда власти устанавливают на окольных путях сторожевые посты-караулы. Не отсюда ли берется название речушки, пересекающей дорогу у Водолазовой, – Караулка? В самом остроге появляется застава: тогда же Наказом Таможенного головы сборы увеличиваются в три раза. Но принятые меры не дают казне ощутимого дохода – купцы все равно стараются объезжать все эти таможни, караулы, заставы.

    Наконец, пошлины понижают на 10%, а в 1757 году внутренние таможни отменяются. Но еще раньше на беду Катайска в 1723 году по инициативе Василия Татищева в верховьях реки Исети, родной для катайцев, рождается завод-крепость Екатеринбург, ставший центром управления казенных заводов Урала. С появлением и развитием этого города товары пошли через него, а оттуда,минуя Катайск, в Ирбит, Тюмень, Тобольск... Катайская ярмарка сходит на нет. В то же время пошла в гору зимняя Никольская ярмарка в Далматовском монастыре. Источники конца XVIII – начала XIX века сообщали:

    – "С построением Екатеринбурга сия катайская ярмарка пресеклась" (Географический лексикон Полунина, 1773 г.);

    – "Особливо утвердилась Далматовская ярмарка по упадку бывшего в Катайском остроге торгу" (Пермская летопись, 1805 г.).

    Пройдут годы, упорный крестьянский труд, богатейшие черноземы, дававшие по тем временам баснословные урожаи: с десятины снимали до 300 пудов пшеницы (45 ц/га) – превратили Катайск в один из центров заготовки зерна для всего Урала. В селе появились представители Екатеринбургских торговых домов, выросли и свои купеческие династии, резко оживилась всяческая торговля. Наконец, в 1882 году Катайское общество ходатайствует перед Камышловским уездным земским собранием об открытии двух ярмарок, каковые и открываются – одна в 1884 году, другая в 1890. Развитию торговли и промыслов в Катайске способствовало и то, что жители села 1 января 1888 года выкупились на волю и получили во владение 4674 десятины земли. С тех пор вплоть до 1917 года авторитетный ежегодник "Уральский торгово-промышленный адрес-календарь" в ряду самых крупных ярмарок, таких как Ирбитская, Вятская, Уфимская, Челябинская, дает сведения и о Катайских. Если взять территорию сегодняшней Курганской области, то кроме Катайских ярмарок в ежегоднике отмечены Шадринские, Куртамышские, а также ярмарки в Звериноголовке, Усть-Уе и Верх-Тече.

    О Далматовской – ни слова. Так Катайск перехватил торговую инициативу у своего извечного соперника.

    Однако Катайские ярмарки длились не более 7 дней, то есть относились к последней, 5-й категории. По-настоящему село было известно своими знаменитыми хлебными базарами, которые работали еженедельно по четвергам и пятницам, оборачивая огромное количество хлеба.

    Село Катайское входило в Камышловский уезд. Путем сообщения с Камышловом служила проселочная дорога длиною около 70 верст, проходящая через село Шутино и деревню Озеро-Вавилово.

    Хлеб с катайских торгов шел не только в Екатеринбург, но и в Камышлов. При средней урожайности из Катайска в Камышлов вывозилось около 80-100 тысяч пудов в год различных продуктов сельского хозяйства, кроме того, конопляного масла до 1 тысячи пудов, кожевенного товара до 2 тысяч пудов и гончарных изделий до 11200 пудов.

    На перевозке грузов из Катайска в Камышлов неплохо зарабатывали местные крестьяне. Поверстная плата колебалась от 2 до 5 копеек с пуда. По сведениям владельцев постоялых дворов, каждая подвода перевозила в год до 700-800 пудов.

    Дореволюционные источники за редкими исключениями, связанными с неурожайными годами, пишут о селе Катайском как об обширном хлебном рынке. Например, 1902 год: "Катайск выпускает со своих еженедельных базаров по четвергам и пятницам огромное количество хлеба".

    Как же все это происходило? Заканчивалась уборочная страда, и перед крестьянином вставал один и тот же вопрос: сколько и когда продать? Иной поначалу рассуждал: "Ладно, осенью не буду продавать. Лучше весной, хоть на копейку, да дороже!" Но нужда в деньгах торопила. Ведь никакой зарплаты не было и в помине. Люди жили натуральным хозяйством, а живые деньги доставались только за счет продажи произведенного своим трудом.

    Как только устанавливался санный путь, а то и раньше, сотни подвод, груженных мешками с пшеницей, съезжаются в Катайск со всех окрестных селений. Возы, укрытые пологами, сосредотачиваются на торговой площади. На этом месте, между прежним мясным рядом и старыми каменными магазинами на ул. Советской, сейчас стоят два 3-хэтажных кирпичных жилых дома. А накануне собравшиеся у церкви после вечерни купцы, посовещавшись между собой, устанавливали цену: "Завтра будем хлеб покупать по 40, а не по 41 копейке. Все равно продадут, обратно не поедут!"

    Раным-рано, часов с 4-х, еще и рассвет не забрезжит, забегают с фонарями среди возов купеческие приказчики. После коротких переговоров мелком на головке саней помечают – в какую ограду везти. И курить некогда, быстро надо обежать продавцов. В 8 часов утра ударяет базарный колокол, и подводы, не мешкая, разъезжаются по адресам. Начинается нелегкая работа по взвешиванию хлеба, и тоже в высоком темпе и в поте лица. К 12 часам нужно было перевесить все зерно и отправить подводы в составе сформировавшегося каравана на мельницы или ссыпать его в свои склады. А в 2 часа работа закончена, двор выметен.

    Но не все происходило так гладко. Иногда приходил к хозяину крестьянин и жаловался, что обвесили его. Реакция купца следовала незамедлительно: "Молодец! Хорошо, что сказал". Деньги вернет тотчас. А с весовщиком разговор короток : "Завтра на работу не выходи!"

    Бывало и по-другому. Надо 50 подвод отправить, а набрали только 45. Что делать? Обращался купец за выручкой к соседу, и тот помогал. Однако зерно продавал при этом копейки на 2-3 дороже, да и качеством похуже. Приходилось смешивать с купленным ранее.

    Итак, у мужика появлялись деньги, и тут нужно остановиться на существенной детали крестьянского быта. Эти деньги принадлежали только ему и тратились в основном на его личные и хозяйственные нужды.

    Как же наживали свои копейки сельские женщины? Существовало неписаное правило, по которому всем доходам от продажи кудели (приготовленные для пряжи волокна льна и конопли) и семян этих масличных культур распоряжались исключительно женщины. Для этого на семейных полях, как правило, ближе к дому, выделялись участки под лен и коноплю, и весь уход за посевами, уборка и обработка урожая ложилась на женские плечи. Крестьянки также продавали пух и перо домашней птицы и тратили полученные деньги на свои нужды. В общем, иметь в селе торжок или базар было не только престижно, но и необходимо. Но на их открытие надо было добиться разрешения уездной бюрократии, которая решала, соответствуют ли эти торжки потребностям населенного пункта и не повредят ли они существующим соседним торгам.

    Вся торговля в уезде велась по определенным правилам, которые по требованию Пермского губернского присутствия устанавливались Камышловской управой. Вот эти правила:

    – торговля не может продолжаться более 10 часов в сутки;

    – торговать разрешалось с 8 часов до 6 вечера в месяцы сентябрь-июнь и с 6 утра до 4-х вечера – в остальные месяцы года. В субботние и праздничные дни время торговли удлинялось на 1 час. Сверх этого времени дозволялось торговать лишь по особому согласию между хозяином и служащим;

    – обед равнялся 2 часам, но закрывать лавку было необязательно, если торговали за счет перераспределения времени;

    – торговля прекращалась в церковные праздники, в дни рождения царя, царицы и наследника, в дни восшествия на престол и коронации императора, в день Нового года, в праздники Св. Пасхи – первые 3 дня, а в Рождество Христово – первые 2 дня;

    – малолетние, то есть не достигшие 17-летнего возраста, если они учились в школе и одновременно служи-ли в торговом заведении, могли работать там только в послеобеденное время, то есть после посещения школы.

    Этот последний пункт интересен тем, что, во-первых, занятия велись только в одну смену, а во-вторых, ученики еще и прирабатывали!

    Наименьшее количество торжков приходилось на лето с мая по сентябрь, но уже с 1 октября, когда кончалась уборочная, разворачивались на деревенских площадях многочисленные базары, торжки и ярмарки, приуроченные, как правило, к церковно приходским праздникам и носившие их названия.

    Вот как проходила ярмарка в Катайске. Сотни и сотни конских повозок скапливались в центре села, охватив алтарную сторону Богоявленской церкви многорядным полукругом. Центр ярмарки – пространство у церкви и перед ней от Большой дороги (ул. Ленина) до ул. Набережной (ул. Советская). Особенно многолюдно на площади у северной стороны церкви. Тут висел под навесом на трех столбах базарный колокол. Неподалеку собирались катайские купцы. Как всегда, в центре – балагур и шутник Степанов, пользующийся у торговцев авторитетом за свои родственные связи с екатеринбургскими богачами, за то, что много знает и был во многих городах и весях матушки-России. На нем новый полушубок, рукавицы за красным опояском, шапка с таким же красным околышем, начищенные сапоги...

    Степанов, переехав из Екатеринбурга, стал своим, катайским, а приехавшие на ярмарку торговцы предпочитали останавливаться в доме Ягодкина. Этот постоялый дом состоял из 3-х деревенских одноэтажек с конюшнями и вместительными подвалами для товаров. Сегодня на этом месте пятиэтажка и гостиница – "Исеть".

    Большинство же крестьян, наезжающих со всей округи на торги, расселялось у родственников, знакомых или на квартирах, специально сдаваемых на ярмарочные дни.

    В 1906 году в селе Катайском насчитывалось 36 постоялых дворов, в которых размещалось до 1400 подвод.

    Рядом с постоялым двором тоже шумное место – здесь торгуют лошадьми, и непременные участники – цыгане. Их табора окружали село со всех сторон: за Троицком, за Кораблевой, у Ильинского моста...

    А ярмарочная торговля между тем набирала обороты. Центр села весь заставлен балаганами, брезентовыми палатками, лотками, возами, товар был разложен и на рогожах. Мясо тушами и оковалками, коровье масло – пудами, домашняя птица и боровая дичь, тушки зайцев и неободранные лисы, много разной рыбы, как сушеной, так и свежемороженой – ведь рыба любимая пища православных во время постов. Оптовики скупают конопляное и льняное масло, кудель, пух, перо, овчину, шкуры и выделанную кожу. У женщин глаза разбегаются от фабричных тканей. А торговцы предлагают товары все заманчивей... Тут шали, платки, сарафаны, и атласные ленты, разноцветные кофты простые и с кружевами. Здесь мужские рубахи-косоворотки из кумача и ситца, сапоги с лаковыми голенищами и женские сапожки на шнурках... А сколько домашней утвари, всяких ведер, квашонок, чугунков, кадок.

    У мужиков заботы по хозяйству: скобяные изделия и хозинвентарь, конская упряжь, а для души – гармошки, ружья, самовары, карманные часы с боем. В качестве гостинцев домашним и деревенской родне можно выбрать чаю, орехов, сахару, кренделей, карамели, ну и, конечно, популярных в то время пряников, которые закупались целыми коробами.

    А там, где сейчас хозяйственный и охотничий магазины, расположились лавки, обтянутые брезентом. В них на железных печках варили пельмени, жирные, наваристые супы, поджаривали котлеты, стояли самовары с чаем и с сахаром вприкуску.

    Молодежь развлекалась ярмарочными играми. Катались также и с ледяных катушек-горок на обледенелых дощечках.

    Торговые операции на ярмарке также должны были совершаться с соблюдением правил и законов. Так, например, виновные в употреблении неклейменных мер и весов, а тем более умышленно испорченных или уменьшенных гирь, карались законами уголовными.

    За подделку товарных знаков или употребление их с надписями или изображениями, противными нравственности и благопристойности, а также вводящими в заблуждение покупателей, торговцы подвергались заключению в тюрьму на срок от 4 до 8 месяцев.

    За продажу мануфактуры и колониальных товаров без свидетельств – конфискация товара и продажа его с публичного торга, а за продажу по фальшивому билету любого товара – штраф в тройном размере от стоимости билета. В лавке или магазине свидетельство на приказчика должно висеть на видном месте, в противном случае, – штраф в 1/4 стоимости свидетельства.

    Как видим, хаоса и беспредела в торговле не было. В 1913 году через Катайск прошла железная дорога и началось регулярное движение поездов. Раньше железнодорожные магистрали заработали севернее и южнее: Тюмень, Челябинск.

    Число постоянно работающих лавок и магазинов возрастало, а сельхозпродукция скупалась купцами и их агентами в течение года. Появились новые формы торговли: через биржи, оптовые магазины, склады. Активно внедрялись в Зауралье иностранные фирмы, продавая неплохие сельхозмашины и орудия, различные станки и другую технику. В Катайске такой торговлей занимались Степанов, Зяблых Иван. В этих условиях ярмарки и торжки стали терять свое прежнее значение, однако по-прежнему радовали сельское население.

    Список источников и литературы

    1. Антропов В.И.Земля Катайская. Очерки истории. -Курган:Парус-М, 1998.

    2. Евсеев А.В.Катайск торговый: Материалы Катайского краеведческого музея.

    3. Предпринимательство и предприниматели россии от истоков до начала ХХ века. – М.: РОССПЭН,1997.

    4. Преображенский А.А., Перхавко В.Б.Купечество Руси IX-XVII вв. – Екатеринбург: Демидовский институт, 1997.

А.А. Попов, Катайский профессиональный педагогический техникум

По материалам Всероссийской научно-практической конференции "X Зыряновские чтения" (Курган, 6-7 декабря 2012 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 316 с.

 

 

Главная страница