Капитан флагмана машиностроения

    Почему мы ищем героев в прошлом? Ответ на этот вопрос найти непросто. Может быть, призма времени очищает ушедшее, делает его светлее и честнее? Или дело в том, что в памяти постепенно гаснет второстепенное, а остается главное, лучшее, самое важное? И вот тогда, из очищенных временем и памятью лет, приходят к нам настоящие герои.

    И становятся романтическими идеалами, которым хочется подражать, в которых так хочется верить. Так было с красноармейцами гражданской, героями первых пятилеток и Великой Отечественной, героическими летчиками тридцатых и покорителями космоса. У каждого поколения свои идеалы, и чем больше лет прошло, тем ярче становятся воспоминания о героях.

Героев рождает время

    Но российская история такова, что подъемы к немыслимым вершинам чередуются с периодами смутного времени, которое тоже рождает своих героев. Хотя, казалось бы, откуда им взяться во времена смуты, когда те, кто посильнее, ловят рыбку в мутной воде, а слабые просто пытаются выжить и только надеются на лучшее? Откуда взяться героям во времена, когда Родину приходится спасать не на белом коне и с острою саблей в руке, не на танковой броне и не впереди геройского взвода. Во времена, когда врага, кажется, и нет никакого, а дело всей жизни рушится на глазах. И то, что было еще недавно гордостью, славой твоего города, да и всей страны, становится никому не нужным…

    Так было и в лихие девяностые годы, когда в один момент рухнула у нас на глазах великая страна. И все покатилось в пропасть. Дикий рынок диктовал свои правила игры (хотя, скорее, это была игра без правил). Стали закрываться заводы, жизнь без которых казалась нам немыслимой, и только сегодня мы начинаем понимать, как много было в те годы потеряно безвозвратно. И удивляемся тому, что нашлись люди, которые смогли сохранить дело своей жизни, спасти вопреки всему, когда казалось, что и смысла никакого в усилиях не было.

    Думается, пройдет еще несколько лет, и мы поймем, что истинными героями перестройки были руководители, которые смогли удержать на плаву оставшиеся без государственных заказов заводы, обеспечить людей работой, поддержать свои города. Руководители, которые выстояли во времена, когда казалось, что лучшим выходом для них будет просто махнуть на все рукой и, поддавшись общей лихорадке, распродать все, что можно, а дальше будь что будет. И на старости лет горько сетовать, что такое, мол, было время.

"Умри, но сделай"

    Уралвагонзавод имеет самое прямое отношение ко всей героической истории ХХ века. Здесь в годы индустриализации собирали первые большегрузные вагоны для Советской республики. А во время Великой Отечественной на УВЗ было развернуто производство легендарных Т-34.

    Именно тогда уралвагонзаводцы привыкли выполнять поставленные задачи любой ценой. "Умри, но сделай" всегда было главным принципом заводчан. Может быть, этот принцип кажется сейчас кому-то не самым лучшим. Но вот в тяжелые для страны периоды коллектив машиностроительного гиганта не однажды решал поставленные задачи только потому, что не привыкли здесь пасовать перед трудностями.

    "Умри, но сделай, потому что иначе нельзя", учили наставники подопечных, которые приходили на УВЗ сразу после школы, после училища или института…

    Уже в первые месяцы работы на "Вагонке" понял и принял этот принцип и юный Николай Малых. Выпускником средней школы пришел он на Уралвагонзавод, как посоветовали родители-уралвагонзаводцы. Конечно, и самого Николая привлекал завод-гигант, который вошел в Книгу Гиннесса как рекордсмен по величине производственных площадей. Вдвойне интересно было работать слесарем-инструментальщиком не где-нибудь, а на том самом криогенном производстве, где создавались заправочные комплексы первых космических ракет. Наверное, здесь, в атмосфере творчества, постоянного поиска новых решений, и началось формирование личности ищущей, неуспокоенной и в то же время четко организованной и целеустремленной, здесь закладывалось и отношение юного рабочего к делу.

    Тогда, в середине шестидесятых, он навсегда понял и принял главный принцип, по которому жил и теперь живет Уралвагонзавод. Нельзя, немыслимо не сделать того, что поручила страна, без чего не будет она такой могучей. И, как каждый уралвагонзаводец, в славном прошлом предприятия он черпал силы для будущего.

    Потому что нельзя подвести завод, где в годы войны у станков и на танковом конвейере стояли в основном женщины и подростки, завод, который отправил на фронт больше боевых машин, чем вся Германия за годы Великой Отечественной войны.

Как стать директором

    Едва ли парень, родившийся в вятском селе Бобылево и закончивший обычную тагильскую школу, мог предполагать, что ему уготована такая удивительная судьба. А начиналось все, как у большинства ребят Вагонки, так любовно называют Дзержинский район Нижнего Тагила его жители. Школа, занятия спортом тяжелой атлетикой, лыжами, футболом, хоккеем, волейболом, теннисом. Сильный характер Малых был виден уже тогда, по спортивным результатам. Получил первый разряд по лыжам, но со спортом жизнь не связал. Хотя до сих пор уверен: выносливость, да и здоровье оттуда, из спортивной молодости.

    После первого года на УВЗ два года в ВДВ, где каждый день с максимальными нагрузками. Сегодня Николай Александрович говорит, что волю и характер закалил в десанте.

    Служить юноше довелось в Прибалтике, в Каунасе. Но Урал оказался для него важнее, чем красоты "советской Европы", и после армии Николай вернулся в экспериментальный цех УВЗ. Толкового слесаря механосборочных работ заметили довольно быстро, назначили инженером-исследователем, затем перевели инженером-технологом отдела главного технолога.

    Еще в армии Николай увлекся общественной работой и на заводе, вскоре после возвращения, стал одним из лидеров комсомольской организации. Трудовое соревнование, спортивные баталии, молодежные конкурсы везде он участвовал и увлекал за собой других.

    Авторитет Малых был таков, что в 27 лет молодого инженера-технолога избрали секретарем комитета комсомола завода. По численности организации и масштабам дел комитет приравнивался к районному, и работа освобожденного секретаря была трудной и ответственной. Параллельно Николай Александрович учился в Уральском политехническом институте по специальности "Обработка металлов давлением". Он решил стать профессионалом, а на этом пути без теоретических знаний не обойтись.

    С дипломом инженера-металлурга Малых от общественной работы вернулся к производству уже заместителем начальника одного из цехов механосборочного производства. Но талантливые руководители были нужны и на общественной работе. И вскоре Николай Александрович переходит в заводской партком. Восемь лет на партийной работе сначала заместителем секретаря, а потом секретарем парткома. Правда, непроизводственным это дело вряд ли можно назвать. Партком всегда был опорой руководства завода и вместе с генеральным директором секретарь отвечал за качество, производственные показатели, выполнение плана.

    Вспоминает бывший главный инженер завода, а ныне советник генерального Михаил Шпак:

    Как-то пришлось мне остаться за директора, тот заболел. Время ноябрь, до конца года оставалось всего ничего, а отставание от плана составляет 400 полувагонов. Надо, думаю, народ оставить на сверхурочную работу. А как? Дело-то добровольное. Пошел в партком к Николаю Александровичу, давай, говорю, помогай. Вместе с ним провели собрания в каждом цехе вагоносборочного конвейера, на каждом участке.

    Вопросов и претензий было много. В основном, конечно, с детьми. Помогли, договорились с детскими садами. А одна работница говорит: "Вот пока я работаю, кто мужа накормит, он ведь к другой уйдет". Парторг отвечает: "Вот и испытаешь его, если любовь настоящая, не уйдет, а ненастоящая, так зачем он тебе нужен, такой ненадежный". Что против такой житейской мудрости возразишь?

    Для каждого тогда Николай Александрович нашел свое, доходчивое слово. Подняли главный инженер и секретарь парткома людей на дополнительную работу. По 90 с лишним вагонов в сутки сходило с конвейера – темп был взят небывалый. Отставание удалось наверстать.

    Участие партийного лидера в производственном процессе было настолько деятельным, что дальнейшее назначение заместителем генерального директора объединения "Уралвагонзавод" по производству стало вполне логичным. Однако на следующую, высшую, должностную ступень Малых удалось подняться лишь через семилетний перерыв, пришедшийся на работу вне завода.

Ход танком за три моря

    90-е годы, с их политической активностью и обнищанием большей части граждан, были тестом на выживание и суровой коммерческой школой, насаждавшей новые экономические понятия и взаимоотношения. В те трудные времена все мы учились в этой школе новой жизни.

    О том, что Николай Александрович оказался способным учеником, свидетельствует тот факт, что фирма "Тагилснаб" за шесть лет, что он ее возглавлял, из долговой ямы выбралась и стала прибыльной. Так что не случайно именно на Малых пал выбор губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя в 1997 году. Тогда УВЗ оказался на грани банкротства, и губернатор искал генерального директора для гиганта уральского машиностроения.

    Россель понимал, что только успешный менеджер, освоившийся в условиях дикого российского рынка и прекрасно знающий производство, может вывести из глубокой депрессии оборонный завод. Причем, руководитель должен быть свой, заводской, знавший доподлинно, изнутри весь огромный производственный и интеллектуальный потенциал предприятия.

    Тогда, в 1997-м, Малых уходил из налаженного бизнеса в полную неизвестность. Цеха простаивали из-за отсутствия заказов, долги по зарплате доходили до полугода. Долги перед энергетиками были так велики, что под вопросом оказался пуск тепла в жилой район вагоностроителей. В той ситуации должность директора УВЗ стала, что называется, расстрельной.

    Для того, чтобы вывести завод из кризиса, необходимы были неординарные решения, способные в корне переломить ситуацию. И выход был найден. В середине девяностых ни шатко ни валко шли переговоры Рособоронэкспорта с индийскими военными о закупке российских танков. Прежнее руководство завода по советской привычке ориентировалось на вышестоящее начальство как, мол, в министерстве решат, так и будет. Малых решил форсировать события. Электронная версия historyntagil.ru. Он проявил настойчивость, упорство, ходил из одного "высокого" кабинета в другой, вместе с губернатором Росселем пробивал решение, и в 2001 году Россия и Индия заключили соглашение о поставках вооружения, в том числе и танков Т-90.

    Они победили Уралвагонзавод и его "летающий" танк. Танк оказался лучшим, превзошел всех конкурентов в честных соревнованиях с боевыми машинами других стран, когда в пустыне Тар их проверяли и на боеспособность, и на выносливость, и на ремонтопригодность.

    Николай Александрович до сих пор вспоминает, как во время пробега водитель-индус сознательно вывел из строя боевую машину, чтобы убедиться, действительно ли возможен ремонт уральской бронетехники в полевых условиях. Помнит он и удивление, даже восторг индусов, когда заводские специалисты в самые сжатые сроки смогли ликвидировать ЧП, и танк продолжил движение по пескам.

    Правнук героической "тридцатьчетверки", Т-90 доказал свое право называться самым лучшим. И все это напряженное время, пока длились испытания, танкистов и ремонтников поддерживал, ободрял, вдохновлял генеральный.

Уроки конверсии

    История уральской оборонной промышленности и ее руководителей наглядное подтверждение того, как велика роль личности в истории. Большинство из них спасли свои предприятия вопреки экономической ситуации, в период, когда казалось, что самая развитая отрасль промышленности уже просто никому не нужна. И только благодаря этим энтузиастам сохранилось машиностроение у нас в стране. Конечно, многое было потеряно в тяжелые годы: закрылись уникальные производства, разрушены налаженные десятилетиями связи, но сегодня, когда экономика страны на подъеме, нам есть от чего оттолкнуться, чтобы двигаться вперед.

    Первое, что мы сделали на Уралвагонзаводе, выйдя из кризиса конца 90-х это начали обновление производственного процесса, вспоминает Николай Александрович. Надо отдать должное нашим людям. Да, многие во время кризиса не выдержали, ушли на другие предприятия, даже в другие сферы деятельности. Но есть на Уралвагонзаводе некий патриотический стержень, который держит на предприятии целые семьи. Сейчас даже трудно представить, какими усилиями в условиях конца 90-х нам удалось вернуть на завод специалистов, кадровых рабочих, восстановить нарушенные кооперационные связи с поставщиками комплектующих. И все-таки заказ был выполнен. Мы доказали, что по-прежнему можем серийно выпускать самое современное бронетанковое вооружение, а завод остался оплотом государственности.

    В начале 90-х правители России активно демонстрировали Западу мирные намерения и воплощали знаменитый лозунг "Перекуем мечи на орала". В отсутствие госзаказа оборонные заводы, ориентированные на производство тонкой и сложной техники, перестраивались на выпуск кухонных приборов, кастрюль и других предметов домашнего быта. Уралвагонзаводу в этом отношении отчасти повезло: еще в 80-х начали здесь выпуск экскаваторов и малогабаритных городских коммунальных машин ПУМов. Всем были хороши маневренные ПУМы, но получались они дорогими. И Малых понимал: переломить ситуацию необходимо сейчас. Несмотря на то, что индийский контракт требует полной отдачи от всех механосборщиков.

    В результате в 2004 году, когда индийский заказ был исполнен, именно модернизированная дорожно-строительная техника стала главной работой механосборочного завода. И еще трактор РТ-М-160, который сошел с конвейера именно в 2004-м. Сегодня РТ-М-160 пользуется заслуженной популярностью. Он внесен в государственный реестр, а, значит, сельхозпроизводители могут приобрести его в лизинг. А генеральный уже требует от конструкторов на основе этого трактора создавать машины для других отраслей промышленности.

Шаг в будущее

    Наращивание темпов производства, а именно это и происходит год от года, в соответствии с директорским сценарием выявило еще одну проблему качества. И важным шагом на пути к качеству мирового уровня стало техническое перевооружение уральского гиганта. Директор привлек для обновления оборудования и технологических линий известных зарубежных производителей. Так появились в металлургическом производстве агрегат "Ковш-печь", другое оборудование от лучших мировых производителей. Некоторые цеха подверглись коренной реконструкции и даже перепрофилированию. Сегодня на УВЗ работают самые современные станки с ЧПУ, роботизированные комплексы. Мечта директора – освоить безлюдные технологии начинает претворяться в жизнь.

    Наш человек должен трудиться и жить в достойных условиях, не хуже, чем персонал ведущих мировых компаний, не устает повторять он.

    Но и требует, чтобы человек тот, что приходит к новому оборудованию, садится к компьютеру, соответствовал предъявляемым высоким требованиям. Чистота рабочего места, опрятная спецовка – "пунктик директора". Идет по цеху и все замечает где лишние электроды валяются –бесхозяйственность, где пол грязный – непорядок, где люди слишком много времени на перекуры тратят – расточительность (кадры сейчас на вес золота!). Начальнику цеха не поздоровится, и не только сразу выскажет ему директор свои замечания, но и долго потом проштрафившийся цех будет притчей во языцех. Слишком много сил, да и средств ушло на то, чтобы оснастить завод, так что соблюдения установленных правил директор требует с полным основанием.

По директорскому сценарию

    Сложившиеся после Великой Отечественной войны основные технологические цепочки по выпуску танков и грузовых вагонов в советские времена стали основой мощного научно-производственного комплекса, в котором были и институты, и КБ, и заводы, обеспечивавшие практически полный замкнутый производственный цикл. Уже индийский заказ показал, что разрушенные связи придется восстанавливать. Поэтому, когда на рынке началось обновление, директор ездил по всей стране, пытаясь найти комплектаторов для танков, тракторов и для вагонного завода. Он понимал: не сегодня-завтра объем заказов возрастет, и понадобятся сотни поставщиков, действия которых необходимо будет координировать.

    Между тем, в кризисные времена одни предприятия уже закрылись, другие влачили жалкое существование и не могли поставлять качественную продукцию. Николай Александрович встречался с директорами, проводил совещания, чтобы найти выход. Он шел на то, чтобы помочь заводам встать на ноги, наладить выпуск необходимых УВЗ комплектующих. Наверное, было бы проще организовать любое производство у себя, благо потенциал Уралвагонзавода это позволяет. Но гендиректор мыслит по-государственному. Если выходить на большие объемы, то без кооперации не обойтись. Каждый должен отвечать за свое дело и выполнять его хорошо.

    И огромная работа принесла результаты. Весной 2008 года, за четыре месяца до своего 60-летия, Николай Александрович Малых стал генеральным директором открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод имени Ф.Э. Дзержинского". По Указу Президента страны произошла не просто смена формы собственности. ОАО значительно увеличилось за счет вошедших в корпорацию шести промышленных предприятий, четырех конструкторских бюро, шести научно-исследовательских институтов, а тагильский вагоно- и танкостроительный гигант стал головной компанией.

    То, что Малых доверили создать такую мощную интегрированную структуру, это и почетно, и очень хлопотно. Теперь генеральный делит свое рабочее место между Нижним Тагилом, Омском, Рубцовском, Нижним Новгородом, Москвой, Санкт-Петербургом, Челябинском и другими городами. Главная забота – Рубцовск и Омск, оба предприятия взяты им под особую опеку. На Омсктрансмаше уже начали собирать подвижной состав, трактора, в Рубцовске тоже потихоньку оживает производство. Директор так и говорит: потихоньку. Боится, не сглазить бы, уж больно тяжело дается реанимация доведенного до ручки предприятия. Даже наиболее квалифицированные кадры оттуда вывез к себе на завод: пусть пока поработают, чтобы квалификацию не потеряли, а потом, когда наладится, домой вернутся, родное предприятие поднимать.

    Конечно, для того, чтобы российское машиностроение смогло вернуть утраченные позиции, сделать предстоит еще очень много. Но кризис позади. У оборонных гигантов появился государственный заказ, здесь устанавливается современное оборудование, и работать на таких предприятиях становится все престижнее. И есть надежда на то, что со временем образ нынешних руководителей, которые не оставили свои заводы, своих людей на произвол судьбы в самые тяжелые времена, будет окружать романтический ореол. Потому что они решились вступить в бой с диким капитализмом. И выстояли, хотя шансов на это, казалось, и не было.

Алла БАРАНОВА, Ирина ШТИН.

    Литература: Газета "Областная газета" от 13.08.2008.

 

Главная страница