Мы всегда были вместе

    Выставка под таким названием проходит в выставочном комплексе Уралвагонзавода.

Наркомат танковой промышленности

     

В выставочном зале

    Многие знают, что Уралвагонзавод сегодня – это не только известный на весь мир производитель грузовых вагонов и знаменитых танков. Уралвагонзавод возглавляет масштабную научно-производственную корпорацию, созданную Указом Президента РФ в 2007 году. Сегодня в ее составе более двадцати промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Они расположены в пяти федеральных округах нашей страны и за ее пределами.

    Однако сотрудничество предприятий началось задолго до 2007 года. Фактическим началом партнерских отношений стал 1941 год, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан наркомат танковой промышленности. В его состав вошли как танкостроительные предприятия, так и гражданские, например, судоремонтные, станко – и вагоностроительные. В том числе и тагильский Уралвагонзавод. Многим из них пришлось эвакуироваться на Урал и в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск бронетанковой техники. Создание наркомата, перемещение и развертывание в восточных районах страны оборонной промышленности стало беспрецедентной по своим масштабам и сложности операцией, аналогов которой не было в нашей стране ни до, ни после Великой Отечественной.

Наследник танкопрома

    Зимой первого года войны на базе нижнетагильского Уралвагонзавода, который принял еще 13 предприятий, начал свою работу Уральский танковый завод. С его конвейера за три с половиной года войны сошло более 25 тысяч танков Т-34. Эта легендарная боевая машина, макет которой есть в экспозиции, стала настоящим символом той войны и признана лучшим танком Второй мировой и главным оружием Великой Победы. Ее создали конструкторы Харьковского завода № 183, эвакуированного в сорок первом в Нижний Тагил. Правопреемниками харьковчан является входящее в состав корпорации Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В стенах КБ были созданы не менее знаменитые бронемашины серии "Т", а также семейство инженерных машин.

    Во время войны "тридцатьчетверки" изготавливались не только в Нижнем Тагиле. Еще одним их производителем было омское предприятие, а ныне акционерное общество "Конструкторское бюро транспортного машиностроения". Начиная с 1942 года, завод выпустил семь тысяч танков. Наработанный в Великую Отечественную опыт пригодился и в мирное время. По заказам управлений Министерства обороны специалистами КБТМ изготавливались танк Т-80, машины радиационной, химической и биологической защиты и многое другое.

    Челябинск стал третьим городом, где производились "тридцатьчетверки", а также тяжелые танки ИС, КВ и другие. Здесь было создано 13 типов новых танков и самоходных установок, 6 типов танковых дизельмоторов. Выпущено 18 тысяч танков и САУ, 48 с половиной тысяч дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения была поставлена на конвейер сборка тяжелого танка. Сегодня многотопливные двигатели Челябинского тракторного завода используются в большинстве российских бронемашин. Но основой деятельности ЧТЗ является современная дорожно-строительная техника.

Экспонаты выставки

Экспонаты выставки

    Очевидно, что корпорация "УВЗ" является прямым наследником танковой промышленности СССР. Однако сегодня корпорация включает в себя предприятия и других высокотехнологичных отраслей военной и гражданской промышленности современной России.

Новые участники

    В составе корпорации – одно из старейших отечественных предприятий, которое ведет свою историю с 1817 года, – Уралтрансмаш. Сейчас это единственный завод России, где производятся самоходные артиллерийские установки. Фундамент современного развития предприятия, как и у многих других, был заложен с началом Великой Отечественной войны, когда завод перешел на выпуск оборонной продукции. В октябре 1942 года здесь была создана специальная конструкторская группа, положившая начало Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) "Трансмаш", ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена.

    За многолетнюю историю специалистами ЦКБ разработано или модернизировано около десяти образцов военной техники. Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий принято на вооружение Советской и Российской армий. 2С19 "МСТА-С" – самоходная гаубица, которая поразила многих гостей и участников выставки вооружения "Russian Expo Arms – 2011". Макет этой самоходки представлен в масштабе 1:10. Есть и другие, не менее востребованные изделия Уралтрансмаша: оборудование для нефтегазовой промышленности, для нужд жилищного строительства и коммунального хозяйства. И конечно, современные трамвайные вагоны. Их можно увидеть не только в музее, но и на улицах Нижнего Тагила. По 12-ому маршруту курсирует яркий оранжевый трамвай – подарок корпорации городу.

    Представлены в экспозиции и екатеринбургский "Завод № 9", который производит и модернизирует пушки для танков и гаубиц "УВЗ", и Уралкриомаш, известный своим участием в космических программах России. Тагильскими криогенщиками были созданы подвижные заправочные средства, благодаря которым в небо ушли все отечественные космические корабли, в том числе "Восток-1" с Юрием Гагариным на борту и первые искусственные спутники Земли.

    Есть экспонаты, которые никогда раньше в Нижнем Тагиле не выставлялись. Это созданные во ВНИИ "Трансмаш" – институте, который тоже входит в корпорацию "УВЗ", шасси для первого советского лунохода. А также макет компоновки прибора для определения физико-механических свойств поверхностного слоя грунта Луны и измерения пройденного пути. Сам прибор разработан специалистами УралНИТИ.

Елена ГОРИНОВА.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 09.02.2012, №5 (79).

 

Главная страница