Газогенераторная станция Уралвагонзавода

    75 лет назад, 11 октября, с конвейера Уралвагонзавода сошли первые полувагоны, завод вступил в число действующих предприятий страны. 1936 год был знаменательным в истории УВЗ. В первом полугодии Уралвагонстрой вышел на финишную прямую - до выпуска первых вагонов оставалось несколько месяцев. Новости с производственно-строительной площадки поступали тогда чуть ли не ежедневно. Строительные объекты вступали в строй друг за другом, в том числе и газогенераторная станция. Более трех десятилетий она была базисом, фундаментом, на котором строилась вся энергетика предприятия.

    Газета "Вагоногигант" от 3 июня 1936 года писала: "В ночь на 1 июня, к 23 часам, был поднят фуникулером к загрузочным бункерам первый вагон торфа.

    В 4 часа утра 2 июня на третьем газогенераторе получен первый газ. Сейчас продолжается опробование газогенератора. Из выхлопной трубы беспрерывно вырываются желто-белые клубы газа. Калорийность газа доведена до 1300 калорий".

    Газогенераторная станция начала свою деятельность 2 июня 1936 года. Она вырабатывала путем сжигания торфа генераторный газ для снабжения цехов завода технологическим топливом.

    Журнал "СССР на стройке" №7 за 1936 год с гордостью писал: "На Уральском вагонном заводе все самое большое и самое совершенное. Такова и газогенераторная станция. Наиболее крупные станции мира с очисткой газа при помощи электрофильтров насчитывали до сих пор не более 12 газогенераторов. 12 генераторов на станции Уральского вагонного завода начинают работать сейчас. Еще 12 вступают в строй следом, а по проекту на станции должно быть 44 генератора.

Газогенераторная станция, май 1936 года.

Газогенераторная станция, май 1936 года.

    Газогенераторные станции есть только в Швеции и в Италии, но они располагают всего лишь одним-двумя генераторами. Станция Уральского вагонного завода при 44 генераторах будет работать полностью на местном торфе.

    Станция – внушительное сооружение, разумеется, полностью механизированное. Поезд с торфом подъезжает к ней. Фуникулер поднимает груженые вагоны наверх, на 5-й этаж станции. Здесь вагоны разгружаются над бункерами. Из бункеров торф высыпается в генераторы. Уральский вагонный завод целиком газифицирован. 5 километров газопроводных линий несут торфяной газ в цеха. Ни одной капли нефти, ни одной крошки угля не должно быть сожжено в топках завода, все топки питаются газом. На газогенераторной станции установлено советское оборудование".

    Времени для освоения оборудования не было. Но мартены не оставались без топлива. Генераторы, электрофильтры, фуникулеры работали безотказно. Оборудование отечественного производства оказалось надежным.

    Конечно же, были и кое-какие недоработки. В своих воспоминаниях "Записки хозяйственника" начальник строительства Уралвагонстроя Л.М. Марьясин пишет: "...Проблема недоделок чрезвычайно сложна. Ликвидировать раз и навсегда недоделки при сдаче строительных объектов в эксплуатацию – совсем не так просто, и эта тема заслуживает самого внимательного обсуждения. Что же является причиной недоделок? Тут прежде всего сказывается недоработанность проектов в целом ряде мелких деталей... В проектах, разработанных нашими отечественными проектными организациями, отсутствует громадное количество таких деталей, без которых строительный объект или агрегат нельзя сдать в эксплуатацию.

    С такой недоработанностью проекта я столкнулся при пуске газогенераторной станции Уралвагонзавода. Руководителем станции был приглашен инженер Вольпе Григорий Самойлович, бывший до этого начальником Газогенераторстроя в Ленинграде. Тов. Вольпе попал при этом в довольно щекотливое положение. Будучи начальником Газогенераторстроя, он проектировал нашу газогенераторную станцию, а теперь, став ее начальником, он в момент приемки ее в эксплуатацию был вынужден выступать против своего же собственного проекта.

    Проектные ошибки сказались здесь в необходимости устройства дополнительного паропровода и смолопровода вдоль газопровода, в отсутствии бойлеров в душевых для получения теплой воды, в неудовлетворительном способе управления задвижками. Кроме того, в проекте были неудовлетворительно решены вопросы вентиляции, изоляции газопровода и т.п.

    В оправдание проектантам надо все же сказать, что генераторная станция Уралвагонзавода представляет собой грандиозное сооружение, по своей мощности не имеющее себе равных в Европе. В первой очереди станция запроектирована на 22 генератора, работающих на торфе. Опыта в проектировании и строительстве генераторных станций мы не имели. Поэтому отдельные промахи и ошибки в проекте станции понятны и простительны". За 8 месяцев 1939 года газогенераторной станцией было отпущено 248 056 мегакалорий газа на нужды завода.

    На станции, по плану, должно трудиться 425 человек, фактически же работало 316. Из них рабочих 262 человека. Как и везде, в это время на газогенераторной станции существовали стахановское движение и социалистическое соревнование. В цехе работало 214 стахановцев. В основном здесь преобладал физический труд, причем львиная доля приходилась на погрузоразгрузочные работы. Грузчик, пиковщик, шуровщик, смольщик – самые распространенные профессии того времени.

    В ноябре 1939 года в акте передачи дел директором Уралвагонзавода тов. Раздобаркиным М.Н. тов. Александрову Г.Г. указано, что "... среди действующих цехов на заводе есть газогенераторная станция, где работает первая очередь". О состоянии ее пишется, что "...оборудование переведено на систему планово-предупредительного ремонта и находится в хорошем состоянии. Аварий с оборудованием, связанных с недоотпуском газа, в 1939 году не было. График мероприятий по подготовке газогенераторной станции к зиме выполняется в установленные сроки.

    Коллектив имеет в своей работе ряд достижений, а именно:

    1. Проектная мощность газогенераторов на торфе перекрыта и достигает до 60 тонн в сутки вместо 45 тонн в сутки по проекту.

    2. Освоена газификация карагандинского газового угля и челябинского бурого на торфяных генераторах.

    Узкими местами в цехе являются:

    1. Недостаточная пропускная способность электрогазоочистки.

    2. Отсутствие фенольной канализации.

    3. Несоответствие мощности средств производительности станции.

    4. Отсутствие аварийного освещения.

    5. Наружная низковольтная кабельная сеть, подвергавшаяся действию фенольной воды и нуждающаяся в замене".

Фуникулер поднимает груженые вагоны на 5-й этаж станции, июнь 1936 года.

Фуникулер поднимает груженые вагоны на 5-й этаж станции, июнь 1936 года.

    По проекту предполагалось, что завод будет работать на челябинском угле. Однако бурно развивающаяся промышленность Южного Урала потребляла столько "черного золота", что На Уралвагонзавод он поступал с большими перебоями. Поэтому впервые на Урале была экспериментально установлена возможность перехода на сжигание углей Богословского месторождения, находящегося на севере Урала.

    В 1939 году калорийность газа – уже более 1600 калорий. На станции работало 120 единиц механического, технологического и силового оборудования.

    В этот период поднимается вопрос постройки газопровода "газогенераторная станция – ТЭЦ", что даст огромную экономию в виде использования генераторного газа при незагруженности ГГС. Газ будет использован ТЭЦ. Это, в свою очередь, даст экономию угля, окажет помощь ТЭЦ в затруднительных случаях с углем и с котельными установками, поможет решить задачи комбинированной работы ТЭЦ на угле и генераторном торфяном газе.

    "К началу Великой Отечественной войны Уралвагонзавод обладал мощной энергетической базой, с избытком покрывая потребности производства в паре и электроэнергии, отдавал в сеть Свердловэнерго до 50% всей вырабатываемой электроэнергии". (История танкостроения на Уральском танковом заводе №183 им. Сталина. Т. 2. Кн. 2. С. 96). Газогенераторная станция производила в этот период до 55 000 мЗ в час генераторного газа.

    В связи с переходом завода на танкостроение потребность во всех видах энергии возросла в несколько раз. Увеличение мощностей механической обработки металлов, установка дополнительных мартеновских и электропечей, а также печей бронекорпусного и термических производств, привезенных с других предприятий мощных кузнечных молотов, насосов для перекачки воды, создание резинового производства и установка другого оборудования требовали реконструкции и увеличения мощностей энергетических цехов.

    В октябре 1941 года был построен и пущен в эксплуатацию газопровод до НТМЗ (Нижнетагильский металлургический завод) длиной 6,5 км для подачи коксодоменного газа. В течение 1942 -1944 г. г. были установлены три бустера (устройство для увеличения рабочей сили или мощности машины или механизма в моменты особо высоких нагрузок). Реконструкция всей энергетической базы Уральского танкового завода была проведена в предельно сжатые сроки и в условиях действующего производства.

    Инженеры-энергетики в довоенный период внесли множество предложений по внедрению более эффективных энергосберегающих технологий. Так, в феврале 1943 года нарком танковой промышленности И.М. Зальцман своим приказом премировал группу энергетиков Уральского танкового завода за внедрение смешанного метода газификации торфа с бурыми углями, позволившего повысить производительность газогенераторной станции, улучшить качество газа, повысить его калорийность.

    За годы ВОв в связи с переходом на выпуск боевой техники заметно возросли потребление и выработка электроэнергии, сжатого воздуха, кислорода, холодной воды. Расход газа вырос за счет получения с НТМЗ. Так, в 1940 году ГГС УВЗ вырабатывала 450 тыс. мегакалорий газа, а в 1945 году вместе с коксодоменным газом (с НТМЗ) УТЗ получал 1130,1 тыс. мегакалорий газа.

    После окончания Великой Отечественной войны ничто так не радовало, как мирный труд. Разрушенной стране необходимо было восстанавливать народное хозяйство. Для этого требовались грузовые вагоны. Первые послевоенные большегрузные платформы были выпущены в марте 1946 года. Однако среди предприятий СССР, выпускавших танки до и во время ВОв, Уральский танковый завод показал наибольшую эффективность. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после окончания войны было вполне обоснованным. Следовательно, возрастал объем производства. Вследствие этого требовалось увеличение выработки электроэнергии. В связи с планомерным развитием НТМК отпуск газа УВЗ из года в год снижался, что вызвало потребность в повышении производительности газогенераторной станции. Здесь же работало оборудование, в основном, 30-х годов. Появляется необходимость в Реконструкции. В 50-е годы на ГГС проведена значительная работа по модернизации газогенераторов для повышения производительности и облегчения их обслуживания. Одной из важных работ была реконструкция швельшахты (шахты предварительной подсушки топлива в газогенераторе). "Модернизация всех газогенераторов, путем увеличения диаметра швельшахты со стороны газослива, позволила значительно увеличить их производительность... Реконструкции подверглись шлаковые чаши газогенераторов" (Модернизация заводского оборудования. М.: Машгиз, 1962. С.138). Осуществление целого комплекса мероприятий позволило увеличить производительность станции в полтора раза, освободить 20 человек обслуживающего персонала и резко повысить выход смолы и улучшить ее качество. "Использование торфяной смолы в мартеновских печах значительно снизило расход малосернистого мазута" (Модернизация заводского оборудования. М.: Машгиз, 1962. С.116).

    В 1959 году были выполнены реконструкция и расширение газоочистки. Это позволило почти полностью улавливать получаемую при газификации торфа смолу. Такая смола имела низкий процент влажности, что не требовало дополнительных затрат на обезвоживание. Глубокое обессмоливание газа обеспечило резкое снижение содержания смолы в сточных фенольных водах, что было первым этапом проводимых на заводе работ по очистке фенольных вод.

    Увеличение производительности газогенераторов и газоочистки, в связи с их реконструкцией, потребовало одновременного повышения качества торфа. Эта задача была решена постройкой в 1959 году торфосортировочной станции, где производился отсев торфяной мелочи. Был автоматизирован процесс подачи воды в котелки – паросборники.

    В этот период на ГГС осуществлялся комплекс работ по автоматизации процессов и оснащению агрегатов контрольно-измерительными приборами. Все газогенераторы были оснащены автоматическими регуляторами температуры паровоздушной смеси. Режим работы газогенераторной станции -температура в отдельных агрегатах, давление и количество газа – с 1960 года контролировалось приборами с дистанционной подачей показаний на центральный щит в машинном зале.

    Одной из важнейших работ, проводимых на ГГС в то время, была механизация системы загрузки торфа в газогенераторы. Раньше это осуществлялось вручную и было трудоемким процессом, требующим тяжелого физического труда. В помещении была сильная загазованность, поэтому рабочие трудились в защитных масках. В начале 60-х годов для оздоровления условий труда персонала загрузка торфа в генераторы была механизирована и автоматизирована, что устраняло ручной труд и загазованность помещения.

    Большим недостатком в работе ГГС был сброс фенольных вод в ближайшие водоемы. "В 1960 году Уралвагонзаводом совместно с научно-исследовательским институтом металлургической теплотехники был разработан метод и выполнен проект обесфеноливания сточных вод газогенераторной станции. Проектом предусмотрен первый этап – полное обессмоливание вод ... с последующей очисткой вод от фенола и жирных кислот... В 1961 году завершается строительство опытно-промышленной установки, являющейся первой в Советском Союзе по обесфеноливанию сточных вод газогенераторной станции, работающей на торфе" (Модернизация заводского оборудования. М.: Машгиз, 1962. С.117).

    Выполнение на газогенераторной станции всех вышеперечисленных технических мероприятий позволило не только в полтора раза поднять производительность труда, но и повысить техническую культуру производства. "Выход торфяной смолы увеличился в 1,5 раза. За все годы работы ГГС производительность труда увеличилась более чем в два раза" (Модернизация заводского оборудования. М.: Машгиз, 1962. С. 144).

    В 1965 году на завод пришел бухарский природный газ. Получили его цехи, на природный газ переводятся котлы ТЭЦ.

    О газогенераторной станции УВЗ в свое время писали с восхищением как о крупнейшей, работающей на торфе и хорошо механизированной. Теперь же оказалось, что работа на газогенераторной станции самая тяжелая. Каждую смену требовалось разгрузить состав с торфом. Зимой он смерзался, летом была пыль, весной и осенью он был сырой. Все работы выполнялись женскими руками. И когда завод получил природный газ – это казалось чудом. Девять газораспределительных пунктов подавали газ в цехи – и никаких авралов с торфом.

    С приходом на завод природного газа был пущен в эксплуатацию главный газорегуляторный пункт, и начались работы по консервации газогенераторной станции. Завод больше не нуждался в торфяном газе. После полного перевода на природный газ 25 января 1968 года газогенераторная станция была остановлена (приказ № 33), а в 1970 году – демонтирована. Сейчас на этом месте находится Уральский научно-технологический комплекс (УНТК).

Ольга КИЙ, заведующая отделом выставочного комплекса.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.11.2011.

 

Главная страница