Готовы выпускать боевые машины будущего

Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения – 75 лет

    Жизнь меняется, течет подобно бурлящему потоку воды. То, что раньше нам казалось фантазиями будущего, сегодня обретает конкретные очертания и формы. Мы и делаем будущее. Каждый своим трудом. Сто лет назад никто и представить не мог, что именно на Урале, в то время российской глубинке, будут проектировать и изготавливать самые быстрые, мощные и надежные танки, повлиявшие на исход Второй мировой войны. А сегодня Нижний Тагил и корпорацию "Уралвагонзавод" знают во всем мире. Танки марки "УВЗ" стоят на вооружении нескольких десятков стран. А боевые машины нового поколения на платформе "Армата" привлекли внимание мировой общественности на юбилейном Параде Победы в Москве и уже проходят испытания в войсковых частях России.

    Тагильская танковая школа возникла в 1941 году, когда из Харькова в Нижний Тагил был эвакуирован завод им. Коминтерна №183 для выполнения задачи государственной важности – организации изготовления танков Т-34 на площадях Уралвагонзавода. Она решалась не только рабочими, но и конструкторами, которые должны были обеспечить подготовку производства, конструкторское сопровождение изготовления танков, модернизацию машин, решение вопросов, связанных с их эксплуатацией и ремонтом. То есть полное сопровождение жизненного цикла этих изделий. С этого момента и берет свое начало танковая отрасль на Урале.

    Ее сохранению способствовало несколько факторов. Во-первых, успешно перепрофилированный в начале войны уральский вагоностроительный завод в завод по выпуску танков. Решение было вынужденное, производство переоснащали в кратчайшие сроки, и тагильчане с этим заданием справились. Это, кстати, второй фактор – свойство уральского характера: тяга людей к технике, решению сложных технических задач. Здесь уместно провести аналогию с тем, как Демидов организовывал промышленность на уральской земле. Многие из нас – коренные тагильчане – потомки тех строителей заводов. Также я бы отметил, что квалификация наших специалистов, уровень их знаний достаточно высоки. Технические вузы нашего города, пусть и филиалы столичных, традиционно готовят кадры под потребности предприятий Тагила. В свою очередь и наше КБ принимает участие в подготовке профильных для нас специалистов, к примеру, на площадке филиала Уральского федерального университета.

Андрей ТЕРЛИКОВ

Андрей ТЕРЛИКОВ

    Не стоит забывать и отличительную черту тагильчан: азартное желание решать сложные задачи и производить лучшую продукцию не только в регионе и стране, но и во всем мире. Именно такой заряд на результат, на достижение победы на протяжении десятилетий помогает нам поддерживать высокий уровень нашей конструкторской школы и всей танковой отрасли в России. Считается, что российская танковая школа – одна из лучших в мире.

    Уралвагонзавод и УКБТМ создали целую линейку танков, которые считаются брендовыми: Т-55, Т-72, Т-90 – эти модели известны во всем мире. В свое время танки Т-55 и Т-72 производились в больших количествах и закупались многими странами. Было организовано лицензионное производство, и в настоящий момент, несмотря на то, что этим танкам по 50-60 лет, они используются в локальных конфликтах. И до сих пор получают хорошие оценки в силу своей надежности и простоты в эксплуатации. Безусловно, это не говорит о том, что КБ не стремится к тому, чтобы выпускать более совершенные машины. Один из последних брендов Уралвагонзавода – Т-90. На сегодня это самый продаваемый танк на мировом рынке вооружений. Его ценят за боевую эффективность, очень высокую надежность, неприхотливость в эксплуатации. Сейчас КБ работает над линейкой перспективных машин на платформе "Армата". Потенциал, который закладывается в эти изделия, позволит в ближайшее время практически по всем параметрам обеспечивать превосходство над нашими конкурентами. Эти перспективные образцы являются локомотивом технического прогресса на нашем тагильском предприятии.

    Потенциал для Т-90 закладывался еще во времена создания танка Т-72. Надо отдать должное создателям "семьдесятдвойки" за это. Т-72 создавался на рубеже 1960 – 1970-х годов, но даже сегодня его модернизационные возможности не исчерпаны. В настоящее время Уралвагонзавод выполняет большой контракт на капитальный ремонт с модернизацией Т-72, доводит эту модель до высокого технического уровня. Танки оснащаются современной цифровой системой управления огнем, тепловизионными прицелами, новыми средствами связи и т.д. На последние модификации устанавливаются мощные двигатели. Результат можно было увидеть в процессе выступления наших машин на чемпионате мира по танковому биатлону.

    На рубеже 1990 – 2000-х годов при такой глубокой модернизации Т-72 путем установки нового комплекса вооружения, оснащения защитой появилась новая модель с индексом Т-90. Было уделено большое внимание боевой эффективности вновь вводимых систем, надежности и простоте в эксплуатации. В итоге к началу "нулевых" изготовили изделие, которое по своим характеристикам соответствовало лучшим мировым образцам. При этом танк имел исключительную надежность, не уступающую своему предшественнику – "семьдесятдвойке". Он также был и остается прост в обслуживании, неприхотлив в эксплуатации. В связи с этим пользуется большим спросом – многие армии мира желают видеть у себя на вооружении эти машины.

    Сейчас УКБТМ работает над дальнейшим совершенствованием танков Т-90, продвигается на рынок вооружения последняя модификация – Т-90МС. Эта машина уже более высокого уровня практически по всем параметрам. Возможности системы управления огнем и вооружения, уровень защищенности этого танка отвечает новым, более высоким требованиям. Боевая техника востребована, она принимает участие в локальных конфликтах – это видно по новостным сюжетам.

    УКБТМ работает над совершенствованием серийных образцов бронетанковой техники, перспективной линейкой. И уже сегодня предприятие заглядывает в будущее, что придет на смену танку в классическом его облике. Каким мы привыкли видеть танк? Это тяжелая машина, экипажная, с мощным вооружением. Что же придет ей на смену? Мы стремимся повысить характеристики танка, при этом обеспечив его неуязвимость и защиту экипажа. Все тенденции развития боевых машин говорят о том, что количество людей в танке будет сокращаться и, в конце концов, мы придем к безэкипажным изделиям. Для этого нарабатываются научно-технический задел, новые технологии. Здесь основную роль будут играть системы машин с очень высоким уровнем автоматизации, то есть техника должна делать то, что сейчас делает человек. Должен появиться искусственный интеллект, каналы технического зрения и всевозможные датчики, которые позволят боевой машине выполнять задачи с эффективностью не хуже, чем у экипажного танка. Это не сегодняшний и не завтрашний день, но недалекое будущее. У нас есть видение и понимание того, как идти этим путем и в какой момент мы будем готовы выпускать боевые машины будущего, которые способны выполнять задачу в автономном режиме.

    Уральское КБ транспортного машиностроения известно и по выпуску гражданской продукции. УКБТМ и Уралвагонзавод – единое целое. Все годы работы стремились к одной цели – выпускать конкурентоспособную технику. В рыночной экономике вопрос диверсификации производства очень важен. Только тогда будет сбалансированная загрузка мощностей. Большое внимание уделяется вопросам разработки гражданской продукции. К примеру, в 1990-е годы это были погрузчики и экскаваторы. Сегодня УКБТМ вновь вернулось к этим проектам и выходит на рынок. Он изменился, стал сложнее и жестче. В отличие от 1990-х годов придется конкурировать с лучшими мировыми брендами гражданской техники. Но предприятие готово к большой конкуренции. Считаю, что КБ обладает необходимым потенциалом и опытом создания качественных машин. Общий успех будет зависеть от грамотной и слаженной работы всех подразделений и УКБТМ, и УВЗ.

    КБ отмечает свое 75-летие. Это достойная дата. Позади у предприятия славная история, и задача современного коллектива и руководства – сохранить высокий уровень разработок и ответственного подхода к решению задач, обеспечить устойчивое и стабильное развитие конструкторского бюро, не останавливаться на достигнутом и непрерывно идти вперед.

Андрей ТЕРЛИКОВ, главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

    Фото Людмилы ИВАНОВОЙ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.11.2016, №44.

 

Главная страница