Грошиков, который сэкономил миллионы

    В мае 1936 года организовано центральное сварочное бюро Уралвагонзавода

    "Я был тем муравьем, который понемногу сделал большое дело..." Под этой фразой выдающегося русского металлурга Владимира Грум-Гржимайло могли подписаться тысячи инженеров, создателей новой техники и промышленных технологий в 1930-1950-е гг. Первопроходцы, создававшие новые отрасли производства, зачастую не имели высоких наград и званий, но именно на них держался и держится заводской мир. К этой славной плеяде принадлежал и инженер сварочного отдела Уралвагонзавода Григорий Тимофеевич Грошиков.

    Будущий инженер родился в 1907 году в городе Ветка Гомельской области в семье служащего Верхне-Днепровского пароходства. В четырнадцать лет поступил на службу помощником делопроизводителя. Пятнадцатилетним подростком добровольно вступил в Красную армию. Демобилизовавшись в 1925 году, трудился рабочим на разных заводах страны, пока судьба не забросила в Свердловск на Уралмашзавод. Здесь Григорий Грошиков без отрыва от производства поступил в Уральский машиностроительный институт, который и закончил в 1933-м, получив профессию инженера-сварщика.

    Дипломированный специалист был назначен начальником сварочной лаборатории Уралмашзавода, которой руководил до апреля 1937 года, затем переехал в Донбасс и поступил на Новокраматорский завод тяжелого машиностроения. В мае 1939-го Григорий Тимофеевич вернулся на Урал и начал свою работу на Уралвагонзаводе.

Продвижение метода Силина

    Нижнетагильский вагоногигант, спешно осваивавший новые сварочные технологии для массового выпуска грузовых вагонов, нуждался в квалифицированных специалистах. До приезда Грошикова на УВЗ уже работали два соратника известного инженера-электрика, профессора Дальневосточного университета Валентина Вологдина – начальник Центрального сварочного бюро Николай Трофимов и инструктор-сварщик Андрей Силин. С именем Силина связаны первое крупное достижение УВЗ в области электросварки и первое авторское свидетельство на изобретение – создание дешевого и уникального по своей простоте сварочного полуавтомата и особого способа сварки "наклонным электродом". Промышленным внедрением полуавтоматов, начавшимся в декабре 1939-го, руководство завода было намерено компенсировать недостаток квалифицированных сварщиков-ручников. Продвижением и пропагандой новой технологии активно занялся Григорий Грошиков.

Григорий Грошиков (третий слева) с работниками сварочного бюро. 1939 г.

Григорий Грошиков (третий слева) с работниками сварочного бюро. 1939 г.

    В начале 1940 года в газете "Вагоногигант" была опубликована статья Грошикова "Первый опыт внедрения сварки методом тов. Силина". Она завершалась выводом: "...разговоры о несовершенстве метода не состоятельны. Метод тов. Силина может и должен быть широко внедрен в производство". Автор указал и на главную причину, тормозящую развитие технологии, – некачественность электродов, считая ее легкоустранимой. Новшество использовалось при сварке семи основных узлов железнодорожных платформ и уже к лету 1940-го позволило высвободить 35 сварщиков. Их заменили операторы полуавтоматов. Метод Силина использовался на УВЗ и после войны. Попытки внедрения на Уралвагонзаводе осенью 1939 года полуавтоматической сварки лежачим закрытым электродом также не обошлось без участия Грошикова.

    Григорий Грошиков не ограничивался миром сварочной лаборатории и научными опытами. Нередкими были случаи, когда он сам становился на рабочее место и своим непосредственным участием и примером обеспечивал успех внедрения того или иного технологического нововведения.

    Довоенный послужной список Грошикова рисует нам не просто сварщика и руководителя производства, но технолога-универсала, адаптирующего все новинки к потребностям Уралвагонзавода. Одновременно со службой на заводе он преподавал в машиностроительном техникуме, подготовив для УВЗ десятки квалифицированных техников-сварщиков. А также непрерывно учился сам. Как отмечено в тексте аттестации: "обладая широкими и многообразными познаниями во многих областях науки и техники, т. Грошиков не ограничивался наличием имеющихся сведений и регулярно следит за отечественной и иностранной периодической литературой".

Военные годы – новая технология

    Суровой проверкой накопленных знаний стала война. 21 октября 1941 года лаборатория отдела сварки Уральского танкового завода была передана находящемуся в эвакуации Институту электросварки АН УССР, а сотрудники распределены по сварочным службам цехов. Грошиков оказался в огнерезном цехе 720 бронекорпусного отдела 700, где трудился начальником техчасти. Но затем последовала более ответственная работа – начальник сварочной лаборатории отдела 738. Отдел 700 быстро превратился в крупный центр научно-технологических исследований, сотрудничавшим как с ИЭС, так и с "броневым" НИИ-48.

    Для ускорения выпуска танковых деталей механическую обработку кромок под сварку заменила огневая резка. За военные годы по новой технологии было выпущено до 60% танковых деталей. Автоматизация сварочных и огнерезных процессов сделала возможной конвейерную сборку броневых корпусов – новую ступень в организации производства.

    После расформирования отдела 700 лаборатория Грошикова перешла в ведение главного технолога. Затем в июле 1946 года вышел приказ о создании отдела сварки 40, в который вошли все связанные с электросваркой подразделения. Грошиков стал начальником бюро дуговой сварки. На новый отдел была возложена задача технического руководства всеми видами сварочных работ на заводе и проведения научных исследований.

    Если внедрение в вагонных цехах автоматической сварки под слоем флюса особых проблем не вызывало, то бронекорпусное производство потребовало особого внимания технологов. Наиболее сложную задачу представляли корпус и башня танка Т-54, ведь ранее не приходилось работать с катаной броней толщиной более 45 мм. Для решения этой проблемы специалисты отдела 40 в 1946-1948 годах активно сотрудничали со многими научными учреждениями. Осенью 1948-го отдел 40 приступил к опытам по автоматической сварке трехфазной дугой броневых узлов танка Т-54. В серийное броневое производство автоматическая сварка была внедрена только к концу 1950-х годов. Одновременно заводчане продолжали совершенствовать ручную сварку в броневом производстве – план по выпуску "пятьдесятчетверок" нужно было выполнять. Григорий Грошиков был ведущим специалистом отдела 40 в области ручной сварки. Выдающимся событием 1949 года стала разработка группой заводских специалистов, среди которых был Грошиков, новых электродов с обмазкой ЦМ-У. Простой в изготовлении, но вместе с тем эффективный вариант обмазки с использованием местных материалов для электродов диаметром 5-10 мм. Буква "У" в названии означала "уральские". Они вошли в перечень лучших изобретений и рацпредложений министерства транспортного машиностроения.

Производство криогенных цистерн

    В январе 1953 года Уралвагонзавод получил "по наследству" от Мариупольского завода имени Ильича заказ на разработку и производство криогенных цистерн для перевозки жидкого кислорода – окислителя ракетного топлива.

    Специалисты завода им. Ильича успели подготовить проект криогенной цистерны 21Н1. Сразу после получения мариупольских чертежей в цехе 360 Уралвагонзавода был создан участок для организации производства новинки. Ответственность за новое направление было возложено на Грошикова.

    Разобравшись с документацией, тагильчане были разочарованы: конструкция мариупольского изделия оказалась ненадежной и нетехнологичной. Пришлось начинать с нуля: опыт в создании техники низких температур в стране отсутствовал, немногочисленные переводные источники остродефицитны. Впрочем, Григорий Тимофеевич с коллегами привыкли решать задачи, стоившие усилий целого НИИ. В феврале 1953 года в заводских лабораториях начались круглосуточные экспериментальные работы. Выиграть время и уложиться в жесточайшие сроки тагильчанам помог Институт электросварки. 16 февраля 1953-го был подписан договор, и в Нижний Тагил выехала бригада сотрудников института. Совместно с группой технологов во главе с Грошиковым они отработали технологию сварки котла цистерны 21Н1. Новое изделие состояло из двух сосудов, разделенных теплоизоляционной прослойкой: стального внешнего и внутреннего, изготовленного из алюминиевого сплава АМЦ, толщиной 18 мм. В отечественной практике отсутствовал опыт сварки таких больших толщин. Основным методом считалась газовая сварка, но от нее пришлось отказаться из-за низкой производительности и плохого качества сварных швов.

    Вначале осваивались ручные виды сварки, а затем полуавтоматическая и автоматическая сварка плавящимся электродом под слоем флюса и в среде защитных газов. Приоритет отдавался автоматической сварке. Для более мелких вспомогательных элементов использовались ручная сварка обмазанным электродом, аргонодуговая и газовая. Опытные цистерны были сварены в апреле 1953 года. Серийный выпуск новинки с октября и обеспечил доставку жидкого кислорода на ракетные полигоны.

    В декабре 1954 года Грошиков был назначен заместителем начальника нового корпуса 200, специально оборудованного для сборки криогенных изделий. Его пуск значительно расширил возможности нового производства.

    В апреле 1956 года Григорий Тимофеевич переходит в ОКБ-250 на должность руководителя группы. В то время тагильские криогенщики работали над новым научно-техническим проектом – созданием заправочного комплекса для легендарной ракеты Р-7. Подготовленный к весне 1957-го комплект транспортных заправочных средств обеспечил исторический пуск "семерки" с искусственным спутником 4 октября 1957-го, затем – ракет серий "Восток" и "Восход", положив начало отечественной космонавтике.

    В мае 1958 года Грошиков был переведен в новый Свердловский проектно-технологический институт (в настоящее время – УралНИТИ).

    Кем был Грошиков для Уралвагонзавода? Прежде всего, профессионалом, работавшим на стыке производства и науки, умело адаптирующим "сырые" технологии к заводским нуждам. Труд Грошикова и его коллег без преувеличения компенсировал нехватку сил отраслевых НИИ и тем самым экономил миллионы государственных рублей.

    Самая лаконичная и точная характеристика Григория Грошикова – в книге Станислава Павленко "Малая Земля Вагонки": "талантливый Грошиков". Лучше и не скажешь...

Оксана СЕРЕБРЯКОВА, зав. научно-методическим отделом Выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Фото из архива музея истории УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 25.05.2018, №20.

 

Главная страница