Возрождение "Уральского букета"

    В поселке Висиме в Музее Мамина-Сибиряка открылась новая выставка "Тагильский поднос".

    Изготовление расписных железных подносов принадлежит к редкой области художественных лаков, родиной которых считается Китай. В Европе искусство росписи и лакировки распространилось в XVII веке. В России первым центром лакировки из металла стал Урал - Невьянский и Нижнетагильский заводы Демидовых. Уральские подносы знаменуют собой первый этап развития русской декоративной живописи на лакированном железе и первый ее яркий расцвет.

    Подносы различались разнообразием форм, размеров, мотивами росписи. Среди мотивов росписи преобладали цветы. Нередко изделия украшались фруктово-ягодными натюрмортами, изображением птиц, узорами золотого орнамента.

    Наибольшего расцвета промысел достиг в 30-40-х годах XIX века. К этому времени в Тагиле сложились целые династии талантливых мастеров: Перезоловы, Худояровы, Головачевы и другие. К концу XIX века промысел испытывал сильный упадок. Приемы письма, разнообразные способы декорирования изделий утрачивались, и просто забывались.

    Возрождение промысла начинается в советский период на базе артелей "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря". В 50-е годы металлообрабатывающие артели объединились в завод эмалированной посуды, где изготовление подносов выделилось в отдельный цех. В настоящее время художники цеха росписи очень многое делают для повышения качества выпускаемых изделий. Творческая группа под руководством главного художника предприятия Геннадия Петровича Бабина разрабатывает новые мотивы, способы отделки, формы подносов, возрождает высокое искусство орнаментальной росписи и трафаретной отделки.

    Цветочная роспись известна с давних времен. Основной излюбленный мотив тагильских мастериц - роза, "розан". "Розан" - это условный цветок довольно крупных размеров, с многочисленными, пышными лепестками. Цветок очень эффектен, наряден, легок.

    Совсем недавно художницы стали разрабатывать варианты сюжетной росписи. В технике копирования выполнен поднос "Жемчужина". На самом дне глубокого синего моря, куда не проникают солнечные лучи, лежит раковина, а в ней живут прекрасные царевны - дочери морского царя, с огромными лучистыми глазами, мягкими густыми волосами, одетые в прозрачные серебристые плащи. Работа отличается мягким, нежным колоритом: чудесными легкими переливами розового, голубого, сиреневого.

    Еще одно направление, над которым сейчас работают дизайнеры, - это мотив птицы. Поражает множество вариантов с использованием этого простого мотива. Каждая работа - это тип, характер, настроение маленького пернатого творения природы. Птица может быть совсем сказочной - поднос "Птица райская". И может быть совсем похожей и на нашего уральского воробья, облагороженного творческой фантазией художника.

    Трафаретные узоры придают тагильским подносам особую выразительность и красоту. В экспозиции показаны этапы изготовлений трафарета и работы художницы Н. Решетовой, выполненные с использованием трафарета: "Подсолнухи", "Ностальгия", "Сенокос", "Каменный цветок". Современные тагильские подносы ценятся не только как бытовые вещи, но и как своеобразные произведения народного искусства. "Добро пожаловать на выставку!

В. ПЕТРОВА.

Литература: Газета "За победу" от 27.04.1989.

Главная страница