Первый директор

    Заводской гудок впервые позвал вагоностроителей на рабочую смену первого сентября 1936 года. А через месяц на конвейере приступили к сборке вагонов. Утром 11 окгя6ря один из них — большегрузная гондола № Т-1-046-910 — сошел с конвейера. Это был день рождения завода.

    Пуск предприятия и освоение новой для тагильчан продукции осуществлены под руководством Григория 3иневьевича Павлоцкого, которого перевели на Уралвагонстрой. Выпускник Харьковского технологического института вырос от нормировщика до технического директора, изучал новейшее производство за рубежом.

    13 мая 1935 года на общепостроечном партийном собрании Г.3. Павлоцкий не только обстоятельно доложил, как возводятся цехи, ТЭЦ, ведется жилищное строительство, но и подчеркнул, что настала пора готовит” кадры для завода.

    Уже выпустила молодых рабочих школа ФЗУ. Начались занятия в вечернем вагоностроительном техникуме, куда вместо 150 человек приняли 164. Многие рабочие и ИТР проходили стажировку и обучение на других заводах страны: Луганском, Крюковском, Кременчутском.

    За множеством дел Григорий Зиновьевич никогда не забывал, что умение людей, их энтузиазм прежде всего определяют успех пуска нового производства. Он поддерживал тех, кто показывал “образцы стахановско-бусыгинских методов работы”, называя среди лучших слесаря Солодовского, кузнеца Андреева, токаря Кадыкова, бригадира заливщика колес Расторгуева, бригадира слесарей ТЭЦ Норкина и друтих.

    17 ноября на со6рании ИТР завода Павлоцкий подробно рассказал о мероприятиях по развертыванию стахановского движения и призвал развивать каждую заслуживающую внимания инициативу. Собрание приняло вызов инженеров и техников Уралвагонстроя на социалистическое соревнование.

    Заботился директор и о быте рабочих. Так, к Х съезду ВЛКСМ было решено образцово оборудовать общежитие школы ФЗУ на сто человек, физкультурный зал и выделить на оздоровительную кампанию среди учащихся двадцать тысяч рублей.

    9 июня 1936 года Г.3. Павлоцкий получил телеграмму от Серго Орджоникидзе: “Вы назначены членом Совета при наркоме. Совет состоится 25 июня. Ваше присутствие обязательно”.

    Григорий Зиновьевич проработал на Уралвагонзаводе неполных три года. Но оставил о себе память, как грамотный инженер, умелый организатор, инициативный руководитель. Это был самый молодой директор за всю историю предприятия, но Павлоцкий сумел повести за собой огромный коллектив, который, как и сам завод, переживал очень сложный период — период становления.

    Штурвал послушен рабочим рукам.

    Летом 1936 года испанские фашисты подняли мятеж против республиканского правительства, организованный и открыто поддержанный сторонниками Муссолини и Гитлера. В Испании разговелась гражданская война.

    14 декабря фашисты сожгли и потопили в Средиземном море советский теплоход “Комсомол”. Все более реальной становилась опасность, что события в Испании перерастут в общеевропейскую войну. Это вызывало законную тревогу советских людей за сохранение мира в Европе, безопасность своей Родины. Коммунистическая партия призывала советский народ проявлять бдительность, укреплять обороноспособность страны.

    В середине декабря коллектив одного из московских заводов выступил с обращением ко всем трудовым коллективам страны подготовить без отрыва от производства 150 тысяч пилотов для Красной Армии.

    Вагоностроители первыми в нашем городе откликнулись на этот призыв. В цехах и подразделениях завода, на строительных участках прошли митинги и собрания. Прямо на них комсомольцы и молодые рабочие — юноши и девушки — подавали заявления о желании стать летчиками и парашютистами.

    За несколько дней вагоностроители подали двести заявлений.

    22 декабря начала работу комиссия по отбору слушателей.

    23 декабря в газете “Тагильский рабочий” опубликовано письмо директора Вагонзавода Павлоцкого, секретаря парткома Глаголева, председателя завкома Лихорадова и секретаря комитета комсомола Розиной. Они сообщали, что дирекция и общественные организации берут обязательство из числа комсомольцев— передовой части рабочей молодежи через тагильский аэроклуб подготовить сто летчиков, сто пятьдесят планеристов и двести пятьдесят парашютистов. Было решено приобрести пять планеров, три парашюта и два учебных самолета. Руководители, высказались за, создание на заводе филиала аэроклуба и обязались подготовить для него помещение.

    Старый коммунист, ветеран труда Владимир Васильевич Федотов, многие годы проработавший инструктором — летчиком-парашютистом, с гордостью рассказывает сегодня, что это обязательство на заводе добросовестно выполнили. Парашюты, планеры, самолет были куплены, помещение для филиала выделено и хорошо оборудовано. Несколько позже был подготовлен аэродром.

    В годы Великой Отечественной войны тагильчане храбро сражались с фашистскими захватчиками не только не земле, но и в небе. Например. А. Яковлев дослужился до звания полковника, Д. Воробьев — майора, И. Глушков — капитана. Все они поддерживают связи с аэроклубом, который продолжает выполнять свой долг — готовит из допризывной молодежи летчиков, планеристов и парашютистов.

Г. ФЕДОРОВ.

Главная страница