Город, в котором мы живем

    Нижний Тагил не столичный и даже не областной, но и не обычный провинциальный российский город. Начиная рассказ о Нижнем Тагиле, нельзя не отметить сходство его со многими уральскими городами и в то же время удивительное своеобразие этого индустриального центра: рабочую выправку, жаркое дыхание мартенов и домен, устремленность городских улиц к заводским проходным, замечательное переплетение прошлого и настоящего.

    Гора Высокая, "родившая и вскормившая" Нижний Тагил, стала символом безмерного богатства тагильских недр: железом и медью, золотом и платиной, малахитом, сквозь причудливые узоры которого, кажется, виден вход в самые тайные сокровищницы подземного царства. О природных богатствах окрестностей Нижнего Тагила с нескрываемой гордостью писал Д.Н. Мамин-Сибиряк: "... едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточала свои дары. Помнит гора Высокая, как воды реки Тагил несли на восток ладьи Ермака Тимофеевича, как примостились рядом с ней первые деревеньки Плешакова и Петракова, как дымили вогульские кузницы и как искал Яков Савин на ее склонах "магнит-камень". Известные в то время голландские и российские рудознатцы признали его весьма выгодным к обработке и получению "самого доброго железа", что и решило окончательно вопрос о строительстве железоделательных заводов на Каменном Поясе.

    В 1722 году тульский заводчик Акинфий Демидов завершил строительство у подножья горы Высокой Выйского медеплавильного завода и одновременно в трех верстах от него возводил на реке Тагил крупный чугуноплавильный и железоделательный завод. В конце декабря 1725 года окрестные горы осветились огненными сполохами - это был выплавлен первый чугун Нижнетагильского завода, и одновременно с заводами на восточном склоне Среднего Урала рядом с географической границей Европы и Азии родился горнозаводской поселок, получивший свое название от реки Тагил.

    Заводчик Акинфий Демидов - фигура колоритная и своеобразная, с деловой хваткой и большими организаторскими способностями. Его приказчики -талантливые инженеры и изобретатели, простые мастеровые - в короткий срок в глухом до того уральском краю воздвигли беспримерное "демидовское государство", крупнейший в матушке России центр горнозаводского дела, сыгравший огромную роль в развитии не только ее экономики, но и науки, культуры, искусства. Железо нижнетагильских заводов с клеймом "Старый соболь" в XVIII веке охотно покупали в Англии, Франции и других западноевропейских странах, ибо было оно даже лучше известного тогда "свойского", а в XIX столетии оно исправно получало самые высокие награды на международных и российских промышленных выставках. Такое количество чугуна, которое выплавлял Нижнетагильский завод в XVIII веке, не давало ни одно предприятие России. Тагильские пушки сказали свое веское слово еще в ходе Северной войны, русские корабли бросали в воды Балтики и Черного моря якоря, выкованные на Нижнетагильском заводе. П.С. Паллас после посещения Нижнего Тагила в 1770 году писал, что Нижнетагильский завод"... меж всеми частными сибирскими заводами совершеннее, порядочнее, важнее и прибыльнее". И даже в конце XIX века Д.Н. Мамин-Сибиряк отмечает, что "....это самый большой горный завод в целой России. И не просто завод, а столица огромного заводского царства". Ведь именно Нижнетагильский завод стал головным в одноименном округе, включавшем в себя заводы Салдинские и Лайские, Висимо-Шайтанский и Висимо-Уткинский, Черноисточинский и Выйский.

    В исторической биографии четко прослеживается его производственный профиль: горнорудный, металлургический, машиностроительный. Так уж сложилось, что если первые два направления были предопределены природными богатствами края, то третье было связано исключительно с талантом знаменитых и безвестных тагильских изобретателей и мастеровых. Рядом с многими деяниями вполне заслуженно стоят слова "впервые в России". Среди них - первый русский паровоз Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Мы с гордостью отмечаем сегодня, что русские железные дороги начало свое берут в Нижнем Тагиле. Электрический свет вспыхивал на одном из заводов Нижнетагильского округа еще в те времена, когда его не знало большинство европейских городов. Золотыми буквами в историю отечественной техники вписаны имена инженеров Ф.И. Швецова, К.П. Поленова, В.Е. Грум-Гржимайло, К.К. Фрейлих, изобретателей Е.Г Кузнецова-Жепинского, Е.А. Козопасова, К.К. Ушкова и многих других, которые, по словам Мариэтты Шагинян, совмещали "... в своем лице чернорабочего и мыслителя, художника и инженера, геолога и строителя, техника и изыскателя", и бывших, как Леонардо да Винчи, "универсальными механиками".

    Технические достижения Нижнетагильского заводского округа всегда базировались на самом широком использовании передового технического опыта России и зарубежья. Тагильчане систематически посещали лучшие металлургические предприятия Западной Европы. В Нижнем Тагиле работали высококвалифицированные иностранные инженеры и мастера. Но уральские металлурги никогда не ограничивались простым копированием иностранных достижений. Тагильские мастеровые даже поговаривали: "Если тульские кузнецы подковали английскую блоху, мы постараемся отлить зубы для этой блохи".

    В демидовском "горном гнезде" издавна процветали и кустарные промыслы, связанные прежде всего с обработкой металла. Особой известностью пользовалась хозяйственная утварь тагильских ремесленников - сундуки, подносы. Высокие пластичность и ковкость местного металла, попавшего в руки потомственных художников-иконописцев, предопределили 250 лет назад рождение знаменитой сегодня тагильской росписи по металлу. Выкованные из тонкого железа, покрытые яркой росписью и "хрустальным" лаком, секрет изготовления которого утрачен сегодня, расходились подносы из Нижнего Тагила по всей России и далее - в Среднюю Азию, Персию, Индию, Китай. "Золотым веком" промысла стала первая треть XIX столетия. Кстати, тагильский подносный промысел старше знаменитого жостовского. Об этом свидетельствует упоминание о тагильских подносах, содержащееся в "Описи имущества Онежского второклассного монастыря" за 1746 год.

    Характерной чертой Нижнетагильского поселка было смешение выходцев из разных частей государства Российского. Здесь трудились тульские и московские мастера, крестьяне-переведенцы из центральных и южных губерний, староверы из Твери, Заонежья, Поморья. Культура Нижнего Тагила сформировалась в результате синтеза самых разных традиций и обычаев и никогда не была изолирована от культуры российской и мировой. Немалую роль в этом сыграли заводовладельцы Демидовы, которые и сами были высокообразованными людьми своего времени, крупными меценатами. Они вложили большие средства в развитие науки и искусства России и Европы. И в вотчине также остался заметный "демидовский" след - в своеобразной архитектуре "горного гнезда", в уникальных коллекциях созданного в 1840 году заводского "музеума". В 1853 году по распоряжению управляющего заводами А.Н. Карамзина открывается первая публичная библиотека. Событием в культурной жизни города стало открытие 135 лет назад заводского театра, на сцене которого выступали известные в России актеры.

    В 30-е годы XIX века появился в Нижнем Тагиле первый на Урале самодеятельный оркестровый коллектив.

    XX век, дав Нижнему Тагилу официальный титул "города", окончательно утвердил его в звании классического индустриального центра.

    Интенсивное промышленное развитие города в 30-е годы было предопределено задачами строительства на востоке страны новой угольно-металлургической базы. Вся местность к востоку от старого города превратилась в одну огромную строительную площадку. В январе 1930 года у Федориной горы, на берегу речки Вязовки, началось строительство Новотагильского металлургического завода. Рядом со старым Салдинским трактом вырастал другой промышленный великан - Уральский вагоностроительный завод. К 1941 году наряду с традиционными горнорудными, золотоплатиновыми и металлургическими производствами в городе появились крупное машиностроение и химическая промышленность. Это позволило Нижнему Тагилу в годы Великой Отечественной войны принять 40 эвакуированных предприятий и сотни тысяч людей и стать крупнейшим арсеналом страны. Броневая сталь, знаменитые танки "Т-34", боеприпасы из Нижнего Тагила широкой рекой шли на фронт. И в XX веке, как и в прошлые столетия, во многих делах тагильчане - первые. Впервые в мире в июне 1956 года тагильские доменщики применили на большой доменной печи при выплавке передельного чугуна обогащенное кислородом дутье. Впервые в стране коллектив треста "Тагилстрой" построил установку и освоил технологию грануляции огненно-жидких доменных шлаков полусухим способом. Первыми в мире тагильские химики освоили в промышленном масштабе технологию непрерывного получения смол. И за всем этим стоят люди, внуки и правнуки старых мастеров. Сегодня мы с гордостью называем имена первых в мире женщины-горновой Фаины Шаруновой и женщины-кузнеца Симы Уздемир, глубоко верившего в Россию испанца по происхождению Д.Н. Лоренцо - конструктора-вагонника "от бога", одного из руководителей "Уралвагонстроя" Ш. Окуджаву, директора Уралвагонзавода И.В. Окунева, академиков Е.Г Патона и С.В. Вонсовского, работавших в годы войны на предприятиях города.

    Из десятилетия в десятилетие крепла "стальная душа" Нижнего Тагила, рос его потенциал. Сегодня Нижний Тагил входит в число первых тридцати городов России по численности и объему выпускаемой продукции. Промышленной продукции на душу населения вырабатывается в 2 раза больше, чем в среднем по стране, и в 1,5 раза больше, чем по Свердловской области. Пятая часть объема областной продукции - тагильская. Так уж сложилось, что город первого русского паровоза удовлетворяет прежде всего нужды Министерства путей сообщения. В своих вагонах по своим же рельсам отправляет Нижний Тагил свою продукцию более чем в сорок стран мира.

    "Удивительный город Тагил", - писал Ираклий Андроников, посетивший его в конце 1950-х годов. - "Великолепные постройки ХVIII-ХIХ веков, которые сделали бы честь старому Петербургу, губернская архитектура, однотипные деревянные дома прошлого века на каменном фундаменте, потемневшие от времени. И огромный новый Тагил: могучие доменные печи, ажурные конструкции кранов, многокилометровые ограды заводских территорий. Дворец культуры, которому равный не сразу найдешь, новые улицы вроде Песчаной в Москве, просторные гастрономы..."

    Богата и насыщенна современная духовная жизнь тагильчан: город всегда был инициатором многих важных и интересных дел. Уже не одно десятилетие насчитывает традиция проведения Дня города, в ходе подготовки к которому всем миром решаются многие социальные проблемы и вопросы благоустройства. Именно в Нижнем Тагиле появился первый в России музей-завод - уникальный памятник индустриальной культуры общемирового значения. На его базе проектируется сегодня также первый в нашей стране городской индустриально - ландшафтный "Демидов-парк", включающий в себя огромную площадь в исторической части города - 265 гектаров. Сохранить памятники истории и культуры, улучшить экологическую ситуацию в городе, создать условия для самосохранения окружающей среды -основная цель этого проекта.

    Нижний Тагил - город в промышленном сердце России. Город - оплот кузница, арсенал и хранитель российской школы мастеровых, инженеров и заводчиков. Всего и не упомнишь, обо всем не расскажешь. Да, наш город - не столица. Живет он по своей, отличной от московской и даже екатеринбургской, системе координат. Вырос он благодаря заводам, которые по старой уральской традиции обеспечивали своих рабочих всем необходимым. Но сегодня предприятия когда-то приоритетной группы "А" переживают не лучшие свои времена. А значит - нет средств ни у заводов, ни у городской администрации, ни у горожан. Однако, как бы ни было трудно, мы будем жить и украшать свой Нижний Тагил, решать многотрудные его проблемы. Сумели тагильчане даже в труднейшие военные 1944-1945 годы открыть музей изобразительных искусств, смогли и в сложные последние годы создать великолепный музейный комплекс. Так что мы работаем и будем работать, памятуя слова сказителя уральского Павла Бажова: "Работа - она штука долговековая, человек умрет, а дело его останется.

Главная страница