Искусство художественной обработки металла существовало на Руси издавна. Своими корнями оно уходит в глубокую древность. Металлические изделия тех времен очень разнообразны и по практическому назначению, и по художественной форме, и по технике исполнения. Разумеется, на разных исторических этапах в художественной обработке металла происходили существенные изменения: что-то уходило в тень, что-то нарождалось.

   Особую роль в истории русского художественного металла сыграл Урал, ставший в XVIII веке одним из главных промышленных центров России.

   Его роль в развитии этого вида декоративно-прикладного искусства не может быть ограничена только уральскими и даже русскими рамками: она приобретает значительно больший размах и поистине международное значение. Об этом говорят многочисленные награды, полученные на международных выставках.

   Художественный металл Урала - это совершенно особая страница декоративно-прикладного искусства, связанная с промышленностью, трудом рабочих. В уральских художественных произведениях из металла с необычайной покоряющей силой выявились техническая смекалка рабочего человека, его гордость своим трудом. Это еще одно из свидетельств могучей талантливости народа.

   Возникновение уральского чугунного художественного литья, столь впоследствии прославленного, весьма прозаично и буднично. Оно было связано с необходимостью удовлетворить самые насущные потребности молодой уральской промышленности и местного населения. Так, в продукции уральских заводов первых десятилетий XVIII века большое место занимаю различные чугунные предметы домашнего обихода.
Важным фактором, повлиявшим на возникновение, а затем и развитие художественного чугунного литья, стал выпуск на уральских казенных заводах чугунных пушек. Говоря о роли военных отливок в развитии художественного чугунного литья на Урале, нельзя, разумеется, ограничиться только упоминанием о встречающейся в нем орнаментике и различных украшения? Большое значение имело требование безукоризненного совершенства отливки, начиная от получения формы и кончая качеством металла: на пушки шел чугун высшей марки. Эти требования вырабатывали у мастеров чувство формы, тончайшей точности в работе.

   С годами складываются кадры опытных литейщиков - художников своего дела, более богатым становится ассортимент литья, усиливается его художественная сторона.

   К середине XVIII века уральские чугунные изделия пользовались уже большой популярностью славились качеством отливок. Недаром они вместе с мраморными архитектурными деталями неоднократно использовались в ансамбле Царского Села.

   К ранним и очень типичным изделиям, отлитым на уральских заводах, относятся половые плиты 1702 года.

   Над первыми чугунными скульптурами в Нижнем Тагиле работал мастер Тимофей Сизов. Статуи, бюсты требовали сложной формовки, которую не так-то легко было освоить уральскому мастеру. Работа шла с большим трудом: плохо выходили складки одежды, слабо выявлялись глубокие впадины, что придавало скульптуре плоскостность, лишало ее многообразия пластических мотивов. Несомненно, что и сами качества нижнетагильского чугуна мало содействовали созданию полноценной чугунной скульптуры. Не давался и секрет формовочной смеси. Работал тагильский мастер по готовым моделям.

   В качестве образцов на завод присылались алебастровые статуи, бюсты, по которым Т. Сизов, сняв форму, отливал чугунные произведения.

   Значительное место в уральском искусстве XVIII века занимает изготовление медной посуды, украшенной орнаментом. Это производство диктовалось самой жизнью: оно должно было удовлетворить всевозрастающий спрос населения Урала в предметах быта.

   Изготовление медной посуды началось в первой четверти XVIII века. На многих частных уральских заводах с успехом было освоено ее производство.

   Медная украшенная узорами посуда, отличавшаяся высокими качествами, продавалась не только на местных уральских рынках, но и вывозилась в центральные районы России.

   Н.Б. Бакланов отмечает, что медную посуду уральских заводов с клеймами различных годов приходилось встречать и в городах, и в деревнях как севера, так и центра; встречалась она даже на Кавказе.

   После изготовления посуда подвергалась художественной отделке. Лучшие ее образцы свидетельствуют о техническом совершенстве и о высоком вкусе уральских мастеров, любовно украшавших предметы хитросплетенным узорчатым рисунком.

   Богатый и насыщенный орнамент украшал не только декоративные произведения из меди, цель которых была придать жилищу нарядный вид, но и те, которые предназначались для повседневного житейского обихода.

   Первые уральские изделия из меди не отличались богатством форм и орнаментальных украшений. Эта простота, как и в чугунном литье, была обусловлена, естественно, самой начальной стадией освоения производства. Но, с другой стороны, тут отразились и простота петровского быта, те изменения, которые происходят в эту эпоху в русском декоративно-прикладном искусстве.

   К 1740-1760 годам формы и орнаментация медной посуды достигают удивительного разнообразия. Живут старые формы братин, ендов, выпускаются блюда, подносы, стопы, ларцы. В отличие от изделий прежних десятилетий, узорчатая орнаментальность новых превращала простые чаши в прекрасные медные цветки.

   В середине XVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла - роспись различных железных изделий. К концу столетия она достигает значительных успехов. Красочные рисунки, нанесенные на металл, покрывались затем прозрачным, как хрусталь, лаком. Мастера с увлечением писали на подносах, шкатулках, столиках и других изделиях цветочные букеты - традиционные мотивы русского народного искусства.

   Они удивительно сохраняли и верность натуре, и необходимую условность. В Нижнем Тагиле формируются целые династии мастеров по росписи металлических изделий: Худояровы, Дубасниковы и другие.

   К интереснейшим произведениям росписи по металлу нужно отнести роспись С. Дубасниковым музыкальных дрожек тагильчанина Е. Кузнецова. Они находятся ныне в Государственном Эрмитаже.

   Промысел по росписи железных изделий в Нижнем Тагиле достигает в первой половине XIX столетия своей вершины.

   Важным фактором, повлиявшим на развитие в Тагиле различных промыслов, связанных с обработкой железа в этот период, было то, что в первой половине XIX столетия изменилась ситуация на мировом рынке. Уральское железо постепенно вытесняется европейским, и в первую очередь - английским. 'У англичан, - писал Н. Н. Демидов в 1818 году, - железо мерзкое, но они, имея способ делать оное дешевле, всюду делают нам подрыв".

   Вытеснение с мирового рынка приводит к необходимости укрепить позиции на внутреннем, расширить продажу железа по всей России, в том числе и в самом Тагиле.

   1830-1840 годы - период наибольшего подъема искусства нижнетагильских живописцев. Заводская администрация всячески поощряла работу мастеров, так как это способствовало сбыту заводской продукции: Фабрики лакировальные полезны тем, что жители, устроившие их, покупают из заводских магазинов металлы и тем самым способствуют сбыту их..."

   В 40-х годах XIX века в Нижнем Тагиле 140 различных частных промышленных заведений, из которых 24 занимались изготовлением подносов, украшенных живописью, и лакированных вещей.

   Высокое качество уральских лакированных изделий объясняется в какой-то мере и тем, что тагильские живописцы изготовляли не только массовую продукцию, но и уникальные заказные вещи, которые способствовали поддержанию высокого художественного мастерства исполнения, популярности изделий.

   В 1829 году было продано нижнетагильских лакированных изделий на сумму до 120 тысяч рублей. Их отправляли из Нижнего Тагила на крупнейшие русские ярмарки в Нижний Новгород, Ирбит, большое число продавалось на месте. Сидор Дубасников готовил изделия специально для Нижнего Новгорода, Николай Голованов - в Ирбит и Нижний Новгород, Семен Лабуков торговал своей продукцией на месте, то есть в самом Нижнем Тагиле.

   Уральские металлические лакированные изделия были весьма разнообразны как по своему практическому назначению, так и по мотивам и сюжетам росписей.

   Широко были распространены металлические шкатулки, свадебные сундучки, расписанные орнаментом или сюжетными сценами, подносы, столики, солонки. С успехом шли и такие лакированные изделия, как масленки, сухарницы, пепельницы, или, как их тогда называли, 'цыгарницы".

   Наряду со шкатулками широкое распространение получили металлические столы самых разнообразных размеров и форм. Среди них были квадратные, вытянутые, прямоугольные, треугольные, овальные.

   Самым любимым сюжетом росписи у тагильчан, как и прежде, были букеты цветов. Но часто подносы были лишены ярких, красочных изображений, однако от этого они не становились менее нарядными. Их покрывал красивый густой черный цвет, приобретавший под хрустально-прозрачным лаком удивительное благородство. На этом черном фоне мастер иногда пускал по краю тонкую изящную ленту золотого орнамента. Такие подносы по своему стилю, благородной сдержанности были созвучны стилю высокого классицизма, так ярко расцветшему в русском искусстве в первой трети XIX века. Черный фон не только усиливал декоративное звучание многоцветья, но и способствовал большей собранности и цельности изображения, приобретая немаловажное значение в общем образном строе вещи.
Источником сюжетов для росписей уральских металлических изделий порой служили и народные лубки. Но, оказав известное влияние на тематику тагильских росписей металлических изделий, лубок и эстамп не исчерпали собою всех истоков, питающих творчество крепостных живописцев.

   Как подлинно народные художники, они не могли не обратиться к отображению окружающей жизни, не раскрыть своей любви к природе.

   Ведущими мастерами в этот период были Худояровы. Широкую известность приобрел Павел Худояров. Он покрывал нарядной живописью подносы и шкатулки, которые пользовались немалым спросом. Особенно, видимо, были известны его подносы.
Из тех нижнетагильских шкатулок, которые сохранились в наших музеях, одна, созданная Исааком Худояровым (братом П. Худоярова), заметно выделяется мастерством исполнения, цельностью общего замысла.

   В Государственном историческом музее в Москве хранится железная крышка от сундука работы И. Худоярова, на которой изображен вид Нижнего Тагила. Крышка восхищает богатством красок, придающим всему изображению праздничную декоративность. Звонкой красотой цвета, великолепной его сгармонированностью крышка сундука производит сильное впечатление. Поражает и изумительная точность мазка, крохотного, как укол иглой, свежего и уверенно точного, столь напоминающего мазок художника-миниатюриста.

   В первой трети XIX века русская архитектура переживает новый мощный подъем, продолжая лучшие традиции русского зодчества XVIII столетия. Ее отличает необычайный размах градостроительства, создание грандиозных архитектурных ансамблей, пронизанных пафосом гражданственности.

   С целью более глубокого раскрытия идейного замысла архитекторы широко применяют скульптуру, чугунное художественное литье.
Чугун становится не только важным строительным, но и великолепным пластическим материалом, блестяще использованным русскими архитекторами. Это стало возможным лишь потому, что металлургические заводы России, в том числе и Урала, давали первоклассную промышленную продукцию, потому что на этих заводах работали сотни талантливых народных мастеров-умельцев, способных решить самые сложные художественно-технические задачи, поставленные перед ними русскими зодчими.

   Насколько проблема чугуна - материала искусства волновала русскую общественность, свидетельствует и тот факт, что Н. В. Гоголь откликнулся на нее в своей статье 'Об архитектуре нашего времени" (1831).

   Он писал: 'В нашем веке есть такие приобретения и такие новые, совершенно ему принадлежащие стихии, из которых бездну можно заимствовать никогда прежде не воздвигаемых зданий".

   Чугунное литье, по мнению Гоголя, способно придать зданию особую красоту: '...если дом обвесится снизу доверху балконами с узорными чугунными перилами, и от них висящие чугунные украшения в тысячах разнообразных видов облекут его своею легкой сетью, и он будет глядеть сквозь них, как сквозь прозрачный вуаль, когда эти чугунные сквозные украшения, обвитые около круглой прекрасной башни, полетят вместе с нею в небо, - какую легкость, какую эстетическую воздушность приобретут тогда дома наши!"
Большой вклад в развитие русского художественного чугунного литья внесли заводы Урала: значительно усовершенствовалась техника производства, возросло умение мастеров, накопивших колоссальный опыт.

   Так же, как в XVIII веке, художественное чугунное литье на Урале и в этот период не является монополией какого-то одного промышленного предприятия. Оно по-прежнему выпускается на многих уральских предприятиях, как частных, так и казенных.

   Художественное чугунное литье производилось на Каменском, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах. Это свидетельствовало о высокой культуре художественного чугунного литья на Урале.
Формы и практическое назначение уральского литья были многообразны, стилистически же оно, разумеется, было тесно увязано с высоким классицизмом.

   Во второй половине 1840 годов число чугунных монументов значительно возросло. К числу наиболее значительных чугунных памятников 1850 годов следует бесспорно отнести памятник Андрею Николаевичу Карамзину в Нижнем Тагиле.

   Проект памятника был составлен архитектором Оренбургской удельной конторы Алексеем Гавриловичем Беловым. Отлит памятник на Нижнетагильском заводе, мастера которого великолепно справились с самыми сложными художественными задачами. Работа над памятником А. Н. Карамзину стала этапом в развитии уральского художественного чугунного литья.

   Одним из первых бронзолитейное производство начал Верх-Исетский завод. Самыми распространенными его изделиями были декоративные украшения к различным предметам: лакированным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам и т.д. Стилистически они были типичны для декоративных форм высокого классицизма 20-30-х годов XIX века. Так, в 1817-1818 годах под руководством Л. Антонова были сделаны к лакированному столу свисающие золоченые гирлянды, розеточки, акантовые листья. Ножки стола устанавливались на бронзовые золоченые львиные лапы. Во множестве выпускались небольшие маски:'львиные головки", 'головки бахусовы" и др.

   Помимо декоративного убранства, верхисетские бронзолитейщики выпускали различные предметы, имеющие самостоятельное значение как произведения декоративно-прикладного искусства: вазочки, подсвечники и т.п.

   Мастера освоили производство и мелкой декоративной пластики - это 'крылатые статуи", 'статуи с поджатыми руками", 'едущий на льве купидон".

   Производство декоративно-прикладной бронзы просуществовало на Верх-Исетском заводе примерно до середины 1820 годов, более поздних данных о нем в архивных делах обнаружить не удалось.

   Однако с прекращением выпуска верхисетской бронзы само бронзолитейное искусство на Урале не только не умерло, а, напротив, достигло в 1830 годах новых художественных высот, но только в другом районе - Нижнем Тагиле.

   Еще в самом начале XIX века - в 1801 году к известному академику орнаментальной скульптуры Пьеру Ажи были направлены из Нижнего Тагила Андрей Баранов, Григорий Андреев и Иван Лепилов для обучения бронзолитейному делу сроком на пять лет.

   Во главе нижнетагильского бронзолитейного производства стоял Федор Филиппович Звездин - выдающийся уральский литейщик, обладающий тонким вкусом и талантом подлинного художника, безупречно владевший техникой литейного дела.

   Творческий путь Ф. Звездина был сложен и, как у многих других демидовских крепостных художников, трагичен.

   Наделенный немалым талантом, он всю жизнь стремился к созданию собственных художественных произведений, а вынужден был ограничиваться главным образом отливкой хотя и прекрасных, но все же чужих образцов или технических предметов.

   В 1839 году для выставки мануфактурных изделий Ф. Звездин приготовил лучшие свои вещи - статую 'Занозник", быка, лошадку.

   Бронзовая фигура 'Занозник", отлитая Ф. Звездиным, - это не что иное, как копия знаменитой статуи 'Мальчик, вынимающий занозу", относящейся к периоду ранней греческой классики и дошедшей до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти III века до н. э. Большой интерес представляет оригинальное произведение Ф. Звездина 'Сноп пшеницы", созданное им в 1840 годах.
Девочка в молитвенной позе Ф. Ф. Звездин. Бронза. Середина XIX в. Нижнетагильский завод.

   Девочка в молитвенной позе (фрагмент) Ф. Ф. Звездин. Бронза. Середина XIX в. Нижнетагильский завод.

   По материалам издания "Художественный металл Урала XVIII-XIX веков. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982г.

Главная страница