"Железный" Тагил прорубает окно в Европу и в сфере культуры
Уже второй раз за последние три года наш город проводит международную научную конференцию по индустриальному наследию. Ныне она была приурочена к юбилейной дате - 250-летию уральской лаковой живописи по металлу и собрала не только ученых-индустриалов, но и искусствоведов.
И сама тема конференции, проходившей 15-18 августа ("Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур 1700-1950 гг."), и круг обсуждавшихся вопросов, на первый взгляд, далеки от насущных проблем сегодняшней жизни города. Как и вся наша страна, он находится в тяжелых социально-экономических условиях, предприятия испытывают финансовые трудности, а знаменитый художественный промысел, с которого пошла по миру слава тагильских расписных подносов, на грани развала. Впору не славословить юбиляра, а поминки по нему справлять.
Так время ли сейчас затевать научные дискуссии вокруг тонущего корабля? Не полезнее ли с точки зрения здравого смысла бросить терпящим бедствие спасательный круг? С этим вопросом я обратилась к искусствоведу "Метальной лавки" Г.Н. Горбуновой, активно участвовавшей в подготовке и работе конференции.
- Празднование 250-летия планировалось не сегодня и не вчера. Вопрос встал несколько лет назад, когда экономическая ситуация была стабильнее, наше предприятие работало успешно и члены товарищества "Метальная лавка" даже дивиденды получали. Ситуация обострилась в прошлом году. Причем, не только у нас. Практически все крупные промыслы России сейчас на грани развала. Стоит Жостово, простаивает Гжель, ликвидация грозит "Оренбургскому платку" и другим. Обращались за помощью к правительству - от местных властей до федеральных - безрезультатно. В таких обстоятельствах, - сказала Галина Никитична, - столь авторитетная международная научная конференция, где впервые, пожалуй, за все 250 лет тагильской лаковой росписи, обсуждались проблемы сохранения и развития художественных промыслов, дало нам шанс привлечь общественное внимание к судьбе уникального явления в индустриальной культуре Урала. Заручившись поддержкой ученых, мы рассчитываем на действенные меры со стороны властных структур. Тем более, что в принятой по итогам работы резолюции четко сказано: "Конференция считает необходимым... развивать в центрах традиционного бытования художественных ремесел и промыслов Урала исторически сложившиеся раритетные технологии, обратиться во властные, предпринимательские структуры и научные центры с предложениями о путях сохранения и развития культурно-исторического наследия Урала".
Итак, уяснив взаимодействие науки и практики на одном из конкретных тагильских примеров, заглянем в зал заседаний, где речь шла о взаимодействии культур в масштабах континента.
Индустриалы и искусствоведы работали по секциям. Первые обсуждали формы и методы переноса технологического опыта в России и Западной Европе, факторы, влияющие на дальнейшее развитие заимствованных технологий и создание новых. Уровень научных докладов, по мнению специалистов, был достаточно высок. Выступали ученые из Москвы и Екатеринбурга, Новосибирска и Тулы, представители других стран -Австрии, Бельгии, Великобритании, Италии, Франции, Чили. И, конечно, тагильчане. Продолжался тот плодотворный обмен мнениями и опытом, которому три года назад положила начало в Тагиле I международная конференция по индустриальному наследию. Кстати сказать, ее участники оказались и среди нынешних гостей: генеральный директор Политехнического музея профессор Г. Г. Григорян и ученый секретарь Государственного Исторического музея И.В. Федосеева из Москвы, доктор исторических наук, научный директор Демидовского института в Екатеринбурге А.С. Черкасова, бельгийский ученый Г. Десейн и другие.
Тогда, в 1993 году, для многих приехавших к нам специалистов интересным открытием стал завод-музей с памятниками горнозаводской техники XVIII-XIX веков. Теперь директор Нижнетагильского музея-заповедника И.Г. Семенов поделился планами создания нового тагильского чуда - индустриально-ландшафтного "Демидов-парка". Наша цель, сказал он, превратить "Демидов-парк" в своеобразный уральский "историко-технический Суздаль", служащий основой для российского и международного туристического маршрута "Каменный пояс".
II международная научная конференция позволила открыть в железном кольце Урала и новый, малоизученный еще пласт индустриально-культурного наследия: художественные промыслы и ремесла, возникшие два с половиной столетия назад на базе железоделательного производства. Это лаковая живопись на металле, бронзовое и чугунное литье, обработка камня. В науке их именуют теперь раритетными художественными технологиями, а профессор Г. Г. Григории дал им образное название - технологии красоты.
Их история, место и роль в современных экономических условиях, проблемы сохранения и развития обсуждала другая секция. Вместе с ведущим специалистом в этой области - кандидатом искусствоведения, автором книг о художественных промыслах России и Урала, в частности, В.Д. Барадулиным, приехавшим из Москвы, доктором наук С.В. Голынцом, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, научными сотрудниками музеев Екатеринбурга, Златоуста, Барнаула, Нижнего Тагила выступали зарубежные гости. Р. Тардито Америо из Италии рассказала о методике реставрации "Тайной вечери" Леонардо да Винчи, а Н. Тселенти-Пападопулу из Греции - о технике византийских икон. С точки зрения искусствоведов, это интересные доклады, хотя прямого отношения к уральским художественным промыслам не имеют. Зато тагильчане были в теме. Исследования научных сотрудников музея-заповедника О.Н. Силоновой и А.С. Смирнова вызвали у слушателей особое внимание. И не только у ученых, но у практиков тоже. В работе секции участвовали преподаватели, руководители изостудий, мастера росписи подносов. Лучшим из них, принятым недавно в Союз художников России, здесь же были торжественно вручены членские билеты этой творческой организации.
Вообще торжественных приемов, приветствий, экскурсий, культурных программ для гостей и прочего в дни конференции было предостаточно. Тагильчане - народ гостеприимный. Жаль только, не хватило времени для научных дискуссий по докладам, выявившим, как потом было отмечено в резолюции, "определенные разногласия в российской и западноевропейской историографической оценке индустриального и художественного развития России и ее вклада в мировую культуру". А обмен мнениями и полемика по ряду чисто профессиональных вопросов, особенно важных для мастеров художественных промыслов, остались желанием нереализованным.
Но это, как говорится, частности. А как в целом оценивают конференцию ее участники? Вот несколько интервью на заданную тему.
Ям Инкстер (Великобритания): - Конференция великолепная. Что для меня особенно важно, я увидел уральские технологии, формировавшиеся еще со времен Петра I, и возможность адаптации их к европейскому опыту. Думаю, это будет отражено и в функциях будущего индустриального парка, с проектом которого нас ознакомили.
Розальба Тардито Америо (Италия): - Хорошо отмечалась связь индустриального наследия и культуры в вашем регионе. Историческое взаимодействие культуры Урала и Европы дает возможность развивать связи между народами. Мне была очень интересна встреча в тагильском музее с искусством итальянского Возрождения. Особое впечатление произвело местное деревянное зодчество - в других странах такие приметы старины в архитектуре уже не найдешь.
Адольфо Ибанес Сайта Мария (Чили): - Я получил здесь интересный опыт. Считаю конференцию очень продуктивной для себя. Я приехал посмотреть, как на этой части Земли сохраняют индустриальное наследие и адаптируют западную технологию - ведь у нас в Чили это тоже проблема. Я увидел большое различие между тем, что было у вас в прошлом веке, и тем, что есть сегодня.
Рудольф Пальме (Австрия): -Для меня очень важно иметь научные контакты с уральцами и в частности, с директором Независимого института истории материальной культуры Е.В. Логуновым, одним из организаторов этой конференции. Мы можем многое взять из вашего опыта, а вы - из нашего. Это показала и нынешняя встреча.
Г.Г. Григорян (Москва): -Конференция была достаточно широка и представительна. Ознакомились с 50 научными докладами. Мы, люди, профессионально работающие в области изучения индустриально-культурного наследия, единодушны во мнении: здесь, в Свердловской области, его много, оно сохраняется и в характерной своей части представляет историческую ценность для Европы. Мы отметили, что здесь уже сложились научные коллективы, которые изучают эту тему. Отрадно, что руководители города и промышленных предприятий, особенно НТМК, уделяют большое внимание и поддерживают эту работу. Не везде есть такое объединение сил. Оно позволяет с надеждой смотреть в будущее. Мы ознакомились с интересным проектом "Демидов-парка" и обсудили профессиональные проблемы его создания. Я надеюсь, что со временем он может стать столь же уникальным и известным в мире, как Диснейленд.
Остается добавить, что новый тагильский проект послужил основой для рекомендации, принятой научной конференцией: создать целую систему индустриально-ландшафтных парков в городах Среднего Урала с последующим образованием Национального горнозаводского парка с центром в Нижнем Тагиле.
Идеи ученых зовут к огромной по масштабам практической работе. Возможно, она и будет сделана. Когда-нибудь. Ведь все мы живем надеждами на лучшее будущее.
Ада ЕГОРОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.08.1996.