"Потому что это было в нашей истории"

    – Для меня эта выставка – самая главная. Не ожидал, что в таком возрасте она состоится, и сюда придет столько почитателей искусства.

    Эти слова заслуженный художник РСФСР Петр Бортнов произнес за несколько минут до открытия персональной выставки в музее изобразительных искусств.

    Многие годы Петр Степанович заслуженно считался ведущим художником Урала. И сегодня его работы, представленные музеями города, частным коллекционером B.C. Сахновым и дочерью художника Натальей Бортновой, наполнены ароматом исторических коллизий, как их понимал автор, яркий представитель социалистического реализма.

"Тагильчане"

"Тагильчане"

    Инициатором выставки стала почетный гражданин Нижнего Тагила доктор исторических наук Татьяна Гуськова. Благодаря настойчивости Татьяны Константиновны впервые после последней экспозиции в 1989-м году в зале музея появились не только лучшие картины, но и маленькие этюды, быстрые, остро схваченные зарисовки – итог долгого и удивительно плодотворного творческого пути художника. Мастера многофигурной композиции называют историком Тагила и Урала. Многие картины Бортнова знакомы зрителям с детства. На открытии выставки Иван Анцыгин, председатель Нижнетагильского отделения Союза художников России, отметил, что молодым надо внимательно всматриваться в работы Петра Степановича, это – реалистическое искусство.

    Экспозиция, приуроченная к 90-летию автора, задержалась на год, но это не повлияло на атмосферу праздника, каким стала выставка. Не только картины, но сама личность Петра Степановича стала главным ее достоянием.

"Весна, возрождение"

"Весна, возрождение"

    Жизнь Петра Бортнова полна событиями эпохи, в которой он был рожден через год после революции 1917-го в рабочей семье Нижнесалдинского заводского поселка. Его отец, как большинство земляков, участвовал в гражданской, защищая Советскую власть. Это наложило отпечаток на все творчество художника.

"Мать"    Училище ФЗО, рабочая специальность слесаря высшего разряда паровозного депо, служба в дальнем гарнизоне Сахалина, Великая Отечественная, тяжелое ранение – вехи биографии Петра Бортнова. Сложившийся, зрелый, семейный человек коренным образом изменил свою судьбу, начав учебу в Нижнетагильском художественно-промышленном училище. А уже через два года сам стал преподавателем. "Университеты" Петра Степановича на этом завершились, но остались неустанный упорный труд, совершенствование мастерства и поиски своего пути, которые продолжались всю творческую жизнь.

    В 50-60-е годы появились знаковые картины "Красные орлы", "Урал наш", "1918 год ("Блюхер на Урале"), "Прорыв", "Расстрел" и другие. Воспоминания детства и собственные переживания времен Великой Отечественной войны позволили создать яркие, запоминающиеся образы героев революции, показать порыв народных масс к новой жизни.

    Молодые зрители выставки спрашивали, почему именно эта тема стала самой близкой художнику. Потому что это было в нашей истории, отвечал 91-летний автор.

    – Петр Степанович Бортнов – замечательный человек, большой талант, прекрасный организатор. С прошедшей эпохой школьники могут знакомиться по его картинам, – таково мнение скульптора Анатолия Неверова.

    Одна из работ передает драматические моменты, связанные с расколом общества на "белых" и "красных": мимо картины "Братья" вряд ли пройдет молодой зритель.

    По-своему преломляя "официальные шаблоны", решал Бортнов и "ленинскую тему". В картине "Речь Ленина" самого Ленина нет, показаны только люди, слушающие вождя революции. Исторические события поданы через восприятие участников.

    Подлинные герои произведений Бортнова – люди из народа. Это относится и к историческим картинам, выполненным художником по заказу краеведческого музея, – "Пуск первого паровоза", "Бунт на демидовских заводах в 1762 году", "Ермак с дружиной на горе Медведь-Камень", "Бои за Тагил в 1918 году". В произведениях – дух времени. Чтобы передать его, автор пользовался консультацией специалистов, изучал литературу, документы и даже участвовал в археологических раскопках.

    Одно из лучших произведений Бортнова "Мать", над которым работал несколько лет, и сегодня притягивает как магнитом. Многие участники выставки возвращались к ней по нескольку раз. На картине – обобщающий образ матери с чертами уральской женщины-труженицы, посвятившей жизнь детям. Автору удалось передать преклонение перед великим материнским подвигом.

    Бесценен рассказ художника о создании картины, поиске среди многих вариантов нужного и достоверного:

    –Сделал много этюдов женщин, потерявших на войне сыновей, двух, трех, пяти. Но не мог остановиться ни на одном из них. Однажды, наблюдая полет стрекозы, почти прозрачного существа, вдруг понял: мать должна быть очень худенькой.

    Петр Степанович щедро одарен талантами: музыкальным, драматическим, литературным. Он слывет великолепным рассказчиком с блестящим чувством юмора, душой компании, пользуется неизменным уважением коллег по цеху.

    – Только с возрастом начинаю понимать масштаб творческой одаренности папы, – сказала на открытии выставки художница Наталья Бортнова.

    Конец XX начало XXI веков оказались сложными для мэтра. "Перестройка", новые ценности и взгляды на историю, ухудшение здоровья, отголоски ранения, полученного во время Великой Отечественной войны, резкое падение зрения. В эти годы неожиданно для самого Петра Степановича оживился его литературный талант. Рассказы, повести, сказки, где изображен хорошо знакомый быт, передают нравы жителей заводских поселков Урала. Литературные страницы рассказывают и об особенных, сложных, нередко трагичных, судьбах (повесть "Изгои"), и о светлом мире детства ("Пронькин переулок"). Некоторые из них опубликованы и вызвали интерес читателей.

    Открывшейся выставкой город отдал дань уважения выдающемуся земляку, почетному гражданину Нижней Салды, так много сделавшему для культуры Нижнего Тагила и Урала.

Татьяна КОНСТАНТИНОВА, Римма СВАХИНА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.08.2009.

Главная страница