Памятники и память

    Бывают же такие совпадения. Недавно в прессе появилось сообщение, что известный екатеринбургский скульптор, художник и мастер кузнечного ремесла Александр Лысяков отлил в своей кузнице памятник Александру II, который планируют установить возле храма в честь Казанской иконы Божией матери в районе Химмаша.

    А чуть раньше мне довелось побывать в мастерской Ивана Арсеньевича Треноженко, чьи работы, резьба по дереву хорошо известны не только в нашем городе, но и за его пределами. К слову, Треноженко – настоящий тагильский Левша. Его творчество неоднократно и с успехом демонстрировалось на ВДНХ, Всероссийской выставке декоративного прикладного искусства, о чем свидетельствуют грамоты, дипломы, медали.

    Последней работой художника стал макет памятника Александру II, царю-освободителю, который в 1838 году, будучи цесаревичем, посетил Нижний Тагил и его металлургический завод. В 1891 году, в день 30-летия отмены крепостного права и десятилетия гибели императора от рук народовольцев, состоялась закладка памятника, а широкая цокольная площадка служила своеобразной трибуной в дни народных сходок как до октября 1917 года, так и после.

    Затем монумент Александру II был реконструирован в памятник "Павшим за свободу", а в 30-е годы его сменила внушительная многометровая скульптура И. Сталина. В 1956 она была ликвидирована. Сегодня на этом месте, в сквере напротив гостиницы "Северный Урал", установлен памятник Н.Н. Демидову. Прилегающая к скверу улица раньше называлась Александровской, нынче это проспект Ленина. Недавно на нем выросло современное здание "Александровский пассаж".

    Может быть, и памятник, восстановленный в дереве И.А. Треноженко, вернуть на прежнее место в металле или камне?

    Недавно в столице Урала был уничтожен памятник старинного зодчества – дом землемера Ярунина, и екатеринбуржцы озабочены тем, что в городе ежегодно исчезает несколько историко-культурных объектов, другие находятся в плачевном состоянии. Это касается и нашего города, о чем особый разговор. А Иван Арсеньевич воссоздает прошлое, призывает нас хранить его.

    Этот удивительный человек внимательно изучил историю мировой архитектуры с древних времен до наших дней. И не только изучил. Тагильский Левша создал из дерева макеты архитектурных комплексов Нижнего Тагила XVIII – XIX веков и безвозмездно передал в музей-заповедник "Горнозаводской Урал". Это здание главной конторы Нижнетагильского горнозаводского округа, дома графа Строганова, Худояровых, Черепановых и многое другое. Его выставки ежегодно открыты для тагильчан, прежде всего – для молодежи, и пользуются большой популярностью.

    Мы ездим за границу и восхищаемся шедеврами архитектуры, а ведь в нашем городе были построены уникальные храмы.

    Довелось побывать на выставке и удивиться, что когда–то на развалинах одного из них мы, выйские ребятишки, играли в прятки. Речь о Выйско-Никольской церкви, что стояла на месте сегодняшнего Дворца культуры "Юбилейный". Всем своим обликом она напоминала храм Христа Спасителя в Москве, в ней располагалась усыпальница Демидовых. А Входо-Иерусалимский собор, сооруженный в виде креста, был взорван в 30-е годы.

    Некоторые из храмов сохранились и до наших дней. Они являются достопримечательностью Тагила. Это собор Александра Невского, Свято-Троицкая церковь.

    Иван Арсеньевич Треноженко работает в Нижнетагильском государственном профессиональном колледже им. Н.А. Демидова. Он почетный работник профессионального образования России, отличник изобретательства и рационализации, трижды обладатель приза зрительских симпатий. И, пожалуй, лучшей оценкой его труда будут слова, написанные его учениками: "Большое спасибо за выставку. Гордимся, что учимся в колледже, которому вы отдали многие годы своего труда. Вы – настоящий художник".

Д. ВАСИЛЬЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.09.2009.

Главная страница