Скоро, скоро у ворот постучится Новый год!
Новогодняя выставка "Спутники праздника" открылась в выставочных залах Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". На ней широко показаны исторические корни этого замечательного, одного из самых любимых и радостных праздников, и происхождение его самого главного атрибута – нарядной новогодней елки.
Большая часть деревьев весной цветут, летом и осенью дают нам плоды, а к зиме погружаются в сон. Хвойные деревья, такие, как сосна, кедр, можжевельник и, конечно, елка – вечно бодрые, пушистые, гордые и всегда зеленые. Именно эти качества и позволили нашим предкам видеть в них символ бессмертия и плодородия.
В христианской культуре сакральным праздником была не смена года, а Рождество Христово. Наступал Рождественский 40-дневный пост. В канун Рождества – сочельник. И, наконец, веселые и радостные древнеславянские святки – дни после Рождества и до Крещения. Поэтому выставка начинается с рассказа о том, как праздновали Рождество, об обычаях и обрядах, связанных с ним и последующими святками.
У тагильчан, как и у всех христиан, был обычай колядовать, рядиться, плясать, гадать, кататься на "катушках", которые ставили на Тагильском пруду. "Катушка" представляла собой большую крестовину, к которой прикреплялись восемь коробов, вмещавших по десять человек. Вращали "катушку" четыре лошади. На санках ("дровешках") спускались с Лисьей горы. Катались с ледяных горок, на лошадях или на коньках на катках, которые устраивали на всех трех прудах города. Рядились все от мала до велика – надевали самодельные маски, разрисовывались сажей, с гармонью и балалайкой ряженые ходили к знакомым, где пели, плясали, величали хозяев. Обрядовые действия призваны были обеспечить благополучие и богатство на весь следующий год.
С начала XX века наряду с традиционным ряженьем, широкой популярностью в Нижнем Тагиле стали пользоваться святочные маскарады, устраивавшиеся в заводском театре и купеческом клубе. На них пускали и рабочих (по рекомендации старшин клуба). Костюмы делали сами, либо брали напрокат в частных костюмерных. Обязательными персонажами маскарадов были Коломбины, паяцы, клоуны, Арлекино, Пьеро, а также представители различных национальностей, представлявших Россию. И коньки, и маски, и главные блюда праздника, рождественские открытки, атрибуты гадания представлены сегодня в витринах музейной выставки.
Сопровождала эти праздники вечнозеленая ель, которая символизировала рождение Господа, начало годового цикла и жизни. Люди верили в волшебную силу хвойного дерева – его колючие иглы якобы защищали от злых духов. Другая точка зрения – ель, украшенная яблоками и орехами, имеет своим прообразом библейское "райское дерево".
Главные атрибуты новогоднего ритуала тысячелетиями остаются неизменными: украшение верхушки елки звездой или более древним шпилем, иногда ангелом. Другие украшения – это золотистые и разноцветные шары, звездочки и снежинки, веселые звонкие колокольчики, стеариновые свечи, а позже электрические гирлянды с разноцветными лампочками. Залогом будущего урожая и плодородия служили развешанные на ветвях фрукты и сладости, покрытые сусальным золотом или завернутые в золотистую и серебристую бумагу или фольгу. Но пройдет еще несколько десятилетий, пока елка с улиц и из казенных учреждений придет в каждый дом, а подготовка и украшение елки станет семейным занятием.
Впервые в России новогодняя елка появилась на торговой площади Москвы в канун Северной войны. В 1699 году в последний раз праздновали Новый год по старому обычаю – осенью, 1 сентября. Через несколько месяцев 19 декабря 1699 года вышел Указ Петра I "О праздновании Нового года".
После революции 1917 года отношение к празднику Нового года и к елке стало меняться, но не сразу. Декретом ВЦИК "Кодекс закона о труде" в 1919 году были объявлены новые государственные праздники, и среди них – 1 января, Новый год. На елку к ребятам даже В.И. Ленин приходил. Известно, что в 1919 году В.И. Ленин и Н.К. Крупская в "Лесной школе" в Сокольниках организовали елку для детей. В 1924 году М.И. Ульянова устроила праздник для детей в Горках, где также присутствовал Владимир Ильич. Это была последняя елка Ильича и более чем на десять лет – последняя елка для всей страны. В 1926-1927 годах развернулась антирелигиозная кампания. Рождество и елку стали называть "прихотью буржуазии", клеймили в официальной печати. Ее сочли буржуазным предрассудком и практически запретили. Елочные торжества были отнесены к разряду вредных религиозных пережитков, поскольку ассоциировались с праздником Рождества. За "поклонение елке" советскому человеку грозила если не тюрьма, то большие неприятности на работе. "Органы" брали на карандаш даже не за то, что принес домой маленькое деревце, а за то, что не сообщил "куда следует" о том, что это сделал сосед.
Во второй половине 1930-х елку реабилитировали – причем не с меньшим энтузиазмом, чем запретили. По парткомам и профкомам всей страны пошли "разъяснения" о том, что в елке нет политического вреда. Вслед за этим вышло постановление ЦК ВЛКСМ "О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече Нового 1936 года". И засияли снова лесные красавицы на площадях и улицах наших городов, в школах, детских садах и квартирах…
В конце декабря 1937 года в Колонном зале Дома союзов в Москве впервые установили то, что впоследствии стали называть "Главной елкой Страны Советов". Она представляла собой 15-метровое дерево с 10 тысячами украшений. На смену запрету пришла идеологизация детских праздников. В играх и игрушках непременно присутствовали мотивы того, чем жила страна. Например, в предвоенные годы активно использовалась тематика, связанная с освоением Арктики, а начиная с 1960-х годов – с покорением космоса.
После 1976 года елка переместилась во Дворец съездов. Подбирались уже более высокие ели – до 25-30 метров, а новогодние представления посещали десятки тысяч детей.
Первые елочные игрушки изготовлялись из дешевого сырья, чаще всего из отходов бумаги, картона, фанеры, кусочков жести, проволоки, байки, ваты, конфетных оберток, лоскутков ткани и ленточек, особенно красных, цветных стекол, бусинок. Соломенные и бумажные снежинки, гирлянды из шишек, фигурки птиц и зверей из картона и разноцветной бумаги – все должно было символизировать обильную жизнь, плодородие и наделялось охранительным воздействием. Такие же нехитрые елочные украшения продавали на базарах, толкучках и ярмарках кустари-одиночки. Позднее появились игрушки из бумаги и фольги – снежинки, фигурки птиц и лесных зверей и птиц из картона и разноцветной бумаги. Этим производством занимались и специальные картонажные мастерские.
Чуть позже, уже в конце 1930-1950-х годов появляется множество объемных изображений фруктов и овощей, животных, птиц, насекомых, изготовленных из прессованной ваты или папье-маше. Создаются первые кооперативные артели по изготовлению елочных игрушек. В дальнейшем они становятся государственными фабриками детской игрушки. Но производство елочных игрушек в России было незначительным. Вплоть до 1936 года оно вообще не велось. Зато начиная с 1936 года и до середины 1960-х искусство елочной игрушки переживает пору небывалого расцвета: создаются чудесные украшения ручной работы, применяется ручная роспись. Развитие отечественного производства елочных украшений и игрушек с конца 1940-х и по 1960-е преобразуется в государственную отрасль промышленности. Со второй половины 1960-х елочная игрушка в нашей стране теряет свою индивидуальность – нормой становится массовое производство.
К 1960-1970-м годам на смену бумаге и вате в качестве основного материала для изготовления елочных игрушек в небывалом объеме от общего производства приходит стекло. Стеклянные елочные украшения и игрушки выпускались и раньше. Первое в России специализированное стеклянное елочное производство открыли под городом Клином в имении князя Меньшикова в начале XIX века (почти 200 лет назад). Изготовление стеклянных елочных украшений было очень трудоемким, первые стеклянные игрушки стоили очень дорого, и не все могли их купить.
Кроме традиционных объектов для стеклянных украшений популярными темами стали сказочные герои, растения и овощи, фонарики, детские игрушки. На нашей выставке представлены также елочные игрушки производства Нижнетагильской фабрики детской игрушки, выпускаемые с 1972 по 1995 годы. Это игрушки из папье-маше, стекла, полистирола, а также новогодние маскарадные маски.
Множество украшенных игрушками елочек разных периодов нашей истории, редкие фотографии и документы, сказочные мотивы из елочных игрушек, контрамарка и пригласительные билеты на новогодние праздники (1941-1990-е годы), поздравительные открытки, маскарадные костюмы для детей, а также их кукол, книги с зимними сказками – все эти спутники самого любимого россиянами праздника порадуют посетителей нашей выставки.
Какое же празднование Нового года без Деда Мороза и Снегурочки? Одним из прообразов (хотя и не единственным) Деда Мороза явился восточнославянский обрядовый Мороз (помните стихотворение Н.А. Некрасова "Мороз-Воевода", где он "дозором обходит владенья свои"?) А вот образа Снегурочки в русском народном обряде не зафиксировано. Однако в фольклоре образ Снегурки есть: он известен по народной сказке, представленной В.И. Далем, – о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя на себе домой), либо тает, прыгая через купальский костер.
В 1873 году А.Н. Островский художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке Снегурочке. Сюжет одноименной пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка – дочка Мороза и Весны-Красны. Она приходит к людям из леса, очарованная красивыми песнями, и в конце пьесы тает от любви и теплых солнечных лучей. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова на слова "весенней сказки" Н.А. Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге. Племя берендеев, куда пришла Снегурочка, у А.Н. Островского живет в глубине России. Но для Н.К. Рериха – это загадочное пришлое тюркское племя, сохранившее в тяжелых, женских ожерельях, в орнаменте одежд память о великих переселениях народов, о Востоке. Снегурочка Н.К. Рериха одета в белую пестро расшитую рубаху, с нитками бус на груди, она сурова и сдержанна.
Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове – так, как увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А. Врубель; в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих. Снегурка в сценарии детских елок оказалась уникальной, существующей только в русской культуре. Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…
Уже до революции эта героиня была представлена достаточно широко: куклы Снегурочки вешались на елку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, о Снегурочке декламировались стихотворения, она являлась главным персонажем инсценировок народной сказки, фрагментов пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. Но в роли ведущей на празднике елки Снегурочка в эти годы никогда не выступала. И только в посвященных устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения елки в 1935 году, Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми, помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.
Елка в музее стала уже доброй традицией. Но каждый год мы стараемся представить ее по-новому. Меняются времена и мода, появляются новые, более технологичные елочные игрушки, новогодние украшения, немыслимо богатые маскарадные костюмы, на смену ярмарочным петушкам на палочке и пряникам приходят западные сладости. А старые исчезают. К счастью, не бесследно.
Нина КРУТСКИХ, старший научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал".
Литература: Газета "Весь Тагил" от 08.12.2011, №48 (71).