"Порой мне снится кинопроектор"

    28 декабря – Международный день кино, праздник работников этого удивительного искусства и его любителей по всему миру. В этот день в 1895 году в Париже прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Татьяна Шитова, которая около 18 лет отработала киномехаником во многих кинотеатрах города.

    –В эту профессию, можно сказать, попала по воле случая, – вспоминает Татьяна Шитова. – В середине 60–х годов после окончания восьмого класса хотела поступить в педучилище, но не прошла по конкурсу. Поступила в 10-ю школу. Предполагалось, что класс будет с профориентацией – воспитателей детского сада. Однако перед 1 сентября нам объявили, что профориентация другая – киномеханик. Кино тогда все любили, и я решила осваивать эту профессию. После десятого класса сдала экзамен на помощника киномеханика и устроилась работать в кинотеатр "Родина", где трудилась с 1967-го по 1975 год. Уезжала учиться в Прибалтику, там окончила институт по специальности киноинженер. Перешла работать в кинотеатр "Современник", а потом – в "Искру" на проспекте Ленина. В этом здании сейчас расположен одноименный художественный салон, а раньше находился специализированный детский кинотеатр на 300 мест.

    Мой рабочий день начинался с того, что нужно было достать пленку из фильмостата (металлический шкаф для хранения роликов фильмов. – Прим. авт.) Внутри него поддерживались определенная влажность и химический состав атмосферы, чтобы кинопленка не пересыхала. Для этих целей там находились емкости с фильмостатной жидкостью, в состав которой входят глицерин, ацетон и вода. Кинопленка имеет специфический запах, который мне всегда нравился. После того как фильм достали из фильмостата, его перематывали на ручной моталке для того, чтобы подготовить к показу и проверить целостность пленки.

    Обычно перед фильмом запускали киножурнал "Новости дня". Старшее поколение наверняка помнит его. Киномеханик, кстати, сам объявлял о начале сеанса, приглашал зрителей посмотреть киножурнал и зачитывал анонс предстоящего кинопоказа. Во время работы приходилось смотреть один и тот же фильм в течение месяца, поэтому многие диалоги помню чуть ли не наизусть.

    Всего в "Родине" стояло три кинопроектора. Два из них задействовали поочередно: когда на одном заканчивалась пленка, включали следующий, а один аппарат – резервный.

    Если не вдаваться в технические тонкости, кинопроектор действует по следующему принципу: свет попадает на пленку через кадровое окно, после чего изображение проецируется на экран посредством оптики. Для того, чтобы не было видно мелькания кадров, использовался обтюратор (световой затвор). Для воспроизведения звука применялся специальный блок, который считывал фонограмму, записанную на магнитном слое по краю ленты. Киномеханик мог регулировать громкость звука, в зале всегда сидел контролер, который давал сигнал в случае, если что-то пойдет не так.

    Физически тяжелее было работать в "Современнике", там использовалась 70-миллиметровая широкоформатная пленка (в "Родине" – 35 мм). Естественно, бобины с такими фильмами весили куда тяжелее – до 16 килограммов. Дело в том, что кинотеатр "Современник" имел один из самых больших экранов и являлся наиболее продвинутым в техническом плане в Нижнем Тагиле.

    Татьяна Шитова с ностальгией вспоминает о фильмах молодости: "Цыган", "Щит и меч", "Служебный роман", "Мимино". Популярны были и военные картины: "Они сражались за Родину", "В бой идут одни старики". Тогда на экраны выходили и иностранные ленты, одна из ее любимых – французская мелодрама "Мужчина и женщина". Привозили в Нижний Тагил и трофейные киноленты 40-х годов из Германии: "Леди Гамильтон", "Большой вальс", "Девушка моей мечты".

    Раньше в Нижнем Тагиле регулярно проходили творческие встречи с известными актерами и режиссерами. Например, приезжал Гурген Тонунц, известный своей ролью революционера Камо в ряде историко-революционных фильмов. Запомнилась встреча с известным актером Сергеем Никоненко, который оказался очень скромным и приятным в общении человеком. Он привозил свою дипломную работу – комедийный фильм.

    По мнению Татьяны Шитовой, люди отвыкли ходить в кинотеатры. Ведь раньше в городе их было множество: "Октябрь", "Мир", "Урал", "Кадр", "Красногвардеец", "Родина", "Современник", "Искра", "Рассвет", "Россия", "Кристалл", "Сталь". Сегодня востребованы у тагильчан лишь два, у остальных более печальная участь.

    – В свое время Франция очень боролась за свое национальное кино, а мы этого, к сожалению, не делаем. Наши фильмы и мультфильмы, особенно советского периода, добрые м поучительные, а мы воспитываем детей на американской кинопродукции, – говорит Татьяна Шитова.

Владимир ПАХОМЕНКО.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.12.2013.

 

 

Главная страница