И на... "обломки самовластья"

Широкая цокольная пло-щадка памятника - "гуль-бище", служила своеоб-разной трибуной в дни народных сходов    Минувший июль в Свердловской области оказался удивительно щедрым на исторические находки, прямо скажем, царского масштаба. Под Екатеринбургом, на Старой Коптяковской дороге, археологи обнаружили останки двух тел, предположительно, девушки 18-23 лет и подростка 10-13 лет. Произошло это поблизости от того места, где в 1991 году нашли останки девяти человек, впоследствии идентифицированные как останки семьи Николая II (его жены и трех дочерей - Ольги, Татьяны, Анастасии) и приближенных, что позволило выдвинуть версию о принадлежности откопанных нынешним летом мощей цесаревичу Алексею и княжне Марии. Также на месте захоронения обнаружены разнокалиберные пули от патронов для короткоствольного огнестрельного оружия, фрагменты одежды, железные уголки и гвозди, возможно, являвшиеся крепежом деревянных ящиков для сосудов с серной кислотой, осколки которых были найдены тут же.

    Сенсационная находка сразу привлекла к себе повышенное внимание не только историков и ученых, но и общественности, средств массовой информации, в которых эта тема остается одной из топовых. Последовала реакция из-за границы, от потомков рода Романовых. В сентябре к изучению останков приступили высокопрофессиональные специалисты, в том числе приглашенные из других регионов России и зарубежных стран. В первую очередь они проведут антропологическую и стоматологическую экспертизы, чуть позже – криминалистическую и дендралогическую. Так что интерес к начавшим было затихать спорам вокруг подлинности царских костей (Русская православная церковь, как известно, до сих пор не признала этого) снова подогрет до оптимальной температуры. Тогда же, в июле, в Нижнем Тагиле строители натолкнулись на останки – вернее, обломки, другого российского Императора, Александра II. Причем, в данном случае историческая достоверность находки ни у кого не вызвала сомнений. Монумент Царю-освободителю, а речь именно о нем, был установлен в нашем городе в 1895 году на народные пожертвования. Тогда это место называлось Торговой (в других интерпретациях - Базарной или Рыночной) площадью, ныне здесь Комсомольский сквер.

Символом новой свободы, не дарованной царем-благодетелем, а добытой кровью, стала трехметровая дама из бабита, аналог американской статуи Свободы    Никакие археологические раскопки напротив гостиницы "Северный Урал", разумеется, не велись, все произошло, можно сказать, случайно. К Дню города-2007 планировалось открытие памятника Николаю Никитичу Демидову, в ходе работ по благоустройству на этом объекте ковш экскаватора напоролся на мраморные плиты с надписями. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это руины дореволюционного царского изваяния, судьба которого толком до сих пор не была известна. Впрочем, углубляться в нее не стали и на сей раз. Найденные фрагменты (порядка 30) вывезли на территорию музея горно-заводского дела Среднего Урала: с глаз долой - из сердца вон. Все ли части памятника Александру II подняты на поверхность, остается только гадать. Да и информация в прессе о тагильской находке вышла какой-то невнятной. Сенсации, словом, не случилось.

Гиблое место

    Торжественная закладка памятника состоялась в 1891-м году, в тридцатую годовщину отмены в России крепостного права и десятую – после гибели императора от рук народовольцев, спустя 54 года после того, как Александр, будучи еще наследником престола, посетил нижнетагильские заводы.

    "Памятник, автор которого не установлен, имел форму мраморной часовни с барельефным профильным портретом императора и надписями, повествующими о главных событиях его царствования: великих реформах 1860-х годов и территориях, присоединенных к России. Широкая цокольная площадка памятника – "гульбище", служила своеобразной трибуной в дни народных сходов как до октября 1917 года, так и после, когда монумент Александру II был реконструирован в памятник "Павшим за свободу". (Альбом "Нижний Тагил на перекрестке веков", 2002 г. изд.).

Монументальную женщину сменил суровый мужчина с усами, в сапогах и военной шинели    Символом новой свободы, не дарованной царем-благодетелем, а добытой кровью, стала трехметровая дама из бабита, аналог американской статуи Свободы, выполненный тагильчанином Николаем Андреевичем Банниковым. Правда, в руке она держала не горящий факел, а электрическую лампочку. Женщину установили на месте прежнего купола с крестом, свергнутого с памятника Александру вслед за всей монархической династией. Понятно, что в корне другими стали содержание надписей и атрибутика: самодержавную корону заменил бюст Карла Маркса, а барельеф императора – пятиконечная звезда, серп и молот.

    "Захватившие вскоре Нижний Тагил колчаковцы тоже внесли свою лепту в реконструкцию памятника – они просто-напросто взорвали статую Свободы, металл забрали для ремонта паровозов... После того, как Тагил освободили красные, тогдашний исполком нашел Банникова и поручил ему восстановить памятник. Правда, из металла отлить статую не удалось – разруха, нищета, пришлось делать ее гипсовой и красить алюминиевой пудрой". ( "Нижний Тагил 285 лет. Книга о городе. Изд. 2007 г.).

    К 1930-м годам в стране установился культ личности, понятие свободы с ним как-то не вязалось, и вполне закономерно монументальную женщину сменил суровый мужчина с усами, в сапогах и военной шинели. Иосифу Виссарионовичу не пристало опираться на идейно чуждый фундамент, поэтому мраморный пьедестал, до этого худо-бедно поддерживавший исторический консенсус, снесли от греха подальше. Но и отцу народов не судьба оказалось окончательно закрепиться на этом месте. После 20-го съезда партии, где "узнали мы всю правду про него", памятник Сталину как ветром сдуло.

    Через какое-то время возникла идея установить здесь памятник комсомольцам, были даже отлиты модели, но что-то не срослось.

    Наконец, в 1992-м году, в честь 270-летия Нижнего Тагила, состоялась торжественная закладка будущего памятника Николаю Никитичу Демидову, одному из потомков основателя города, известному меценату и благотворителю. Причем, будущее это обещало быть скорым. Прямо на митинге назвали сроки возведения – полтора года, мэр Николай Диденко лично заверил, что будет открыт специальный счет для перечисления средств на это благое дело. Но то ли народ за сто лет, прошедшие с закладки монумента Александру II, сильно обнищал, то ли еще что, а деньги на правнука тульского оружейника и наследника уральских металлургических заводов жертвовать никто не спешил.

Скульптор Олег Васильевич Подольский, автор памятника Демидову, признался, что отчаялся, было, верить в счастливую судьбу своего детища, казалось, почти двухметровый гипсовый бюст Николая Никитича навсегда прописался в его мастерской

Скульптор Олег Васильевич Подольский, автор памятника Демидову, признался, что отчаялся, было, верить в счастливую судьбу своего детища, казалось, почти двухметровый гипсовый бюст Николая Никитича навсегда прописался в его мастерской.

    Понадобилось целых 15 лет, чтобы фамильный демидовский девиз "не словами, а делами" начал воплощаться в жизнь.

Дальше копать не стали

    Скульптор Олег Васильевич Подольский, автор памятника Демидову, признался, что отчаялся, было, верить в счастливую судьбу своего детища, казалось, почти двухметровый гипсовый бюст Николая Никитича навсегда прописался в его мастерской. Сомнения оставались даже после того, как установку монумента внесли в план праздничных мероприятий к нынешнему, юбилейному, Дню города.

    – Демидовский фонд так и не оплатил мою работу, хотя брал эту статью расходов на себя, – говорит он. – Надо отдать должное городским властям, выделившим необходимые средства вместо москвичей.

    Тем не менее, именно Подольский оказался единственным, кто настаивал на проведении дальнейших раскопок в том месте, где обнаружились фрагменты пьедестала памятника Александру II.

    – Полагаю, экскаватором вскрыли лишь край траншеи, куда, по всей видимости, сбросили его останки. Перевозить их куда-то в то время было сложно, поскольку это большие и тяжелые глыбы мрамора. Кто знает, вдруг под землей остался лежать весь монумент или значительная его часть. С Демидовым к 10 августа все равно не успевали, вполне можно было приостановить благоустройство и попытаться извлечь другие фрагменты с тем, чтобы, если удастся, позже восстановить весь памятник. По уровню исполнения, качеству нам такие и не снились. Думаю, тагильчане отнеслись бы к подобному решению с пониманием.

    К доводам Олега Васильевича, однако, прислушиваться не стали и поступили без затей, передав случайную находку музею. У скульптора, присутствовавшего на оперативке у мэра, где как раз обсуждалось, что делать с "детьми подземелья", создалось впечатление, что от них, появившихся так некстати, просто хотели поскорее избавиться. Главный архитектор(!) города Грядов вообще предложил запустить царский мрамор в какое-нибудь строительство в качестве материала. Вот вам и застывшая музыка.

    – Мы говорим об уважении к своей истории, покаянии, наконец, а ведем себя, как варвары, и хуже всего, что такое пренебрежительное отношение исходит от представителей власти, – до сих пор переполнен возмущением Подольский. –Если сейчас так поступили с памятником Александру И, то не исключаю, что подобная участь может ожидать и моего Демидова.

    Хочется надеяться, что опасения скульптора все же не оправдаются, и для нового поколения, в том числе и руководителей, понятие культурной ценности будет не пустым звуком.

    P.S. Открытие памятника "Николаю Никитичу Демидову, промышленнику, защитнику Отечества, меценату" намечено на 5 октября. По исторической логике, правильнее было бы сдвинуть это событие на пару деньков, ведь 8 октября 1722 года считается датой основания Тагила. Но 8-е число уже забито более важным праздником - 70-летием губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя.

Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.

Литература: Газета "Тагилка", №15 (18) от 27.09.2007.

Царские "останки" или обломки "культа"?

    "Сенсационная находка! - прокатилось по местным СМИ. - Найден памятник императору Александру II!" Однако на обнаруженных обломках отчетливо читаются слова о павших за свободу. Так какую же тайну хранила земля в Нижнем Тагиле?

    В год своего 285-летия город возвращает долг 15-летней давности. Тогда в историческом центре состоялась торжественная закладка камня на месте будущего памятника Николаю Никитичу Демидову, внуку сподвижника Петра I, Акинфия, крупнейшего в России той поры горнозаводчика.

    "Демидов пришел в Комсомольский сквер", - писал об этом событии "Уральский рабочий". Тихий зеленый оазис на главном проспекте, украшенный Каменным цветком - первым в городе фонтаном, между тем еще с прошлого века стал ареной нешуточных идеологических битв в монументальном искусстве. Местные остряки даже название им дали: "Свадьба в Малиновке", где с каждым приходом новой власти тут же менялись и ее символы. Судите сами.

    В 1895 году на этом месте был установлен памятник царю-освободителю Александру II, закладка монумента состоялась в 30-летнюю годовщину отмены в России крепостного права. В виде мраморной часовни с барельефом императора он простоял больше четверти века, широкая площадка возле памятника - "гульбище" - служила трибуной ораторам на народных сходах. В 20-х годах прошлого столетия, когда Советская власть окончательно разгромила своих врагов и энергично избавлялась от наследия царизма, разве мог оставаться в центре социалистического города памятник "эксплуататору трудового народа"? Его наверняка постигла бы участь разрушенного монумента Николаю Демидову, если бы не бедность молодой власти. Памятник императору решено было преобразовать в памятник "павшим за свободу" в годы Октябрьской революции и гражданской войны. Мраморную часовню наскоро реконструировали: лишили креста на верхушке и, само собой, портрета самодержца. Простоял он недолго, на этом месте в 30-е годы возвели многометровую фигуру "отца народов", низвергнутую после развенчания культа личности Сталина. А на опустевшей площадке из плит играли дети, проходили конкурсы их рисунков, устраивала свои сборы пионерия.

    В 1992 году в сквер пришли озабоченные восстановлением исторической справедливости взрослые, среди которых были и принятые городом с большим почетом российские и зарубежные наследники Демидовых, создатели одноименного фонда. Кстати, именно гости, а не хозяева города, решили тогда, кому именно из владельцев тагильских заводов ставить памятник, чем привели в смущение краеведов. Известно же (об этом писали и современники Демидова), что как раз тагильскими заводами Николай Никитич занимался мало, приведя их на грань разорения, а себя - под опеку, большую часть жизни он провел за границей, где и прославился щедрым меценатством. Талантливый организатор горнозаводской промышленности Акинфий Никитич нам куда ближе, но...

    Тагильские скульпторы предложили было создать повторение бывшего многофигурного памятника Демидову, снесенного с лица земли, но увы, экономический кризис, повальное безденежье и дефолт лишили ваятелей такого заказа. Памятник Николаю Никитичу, над которым работает член Союза художников России, тагильский скульптор Олег Подольский, будет представлять собой бронзовый бюст высотой в 170 сантиметров на гранитном четырехметровом постаменте. Гранит вот-вот прибудет из Украины, наши мастера доведут его до нужных параметров, в начале ноября нынешнего года запланировано торжественное открытие монумента. И опять вмешалась История – при рытье котлована под фундамент памятника обнаружили фрагменты...

    И тут же возникает вопрос: а сохранилась бы эта частичка истории, если бы не реконструкция в 20-х годах? Ведь от прежних монументов Тагила времен Демидовых не осталось никаких следов.

Татьяна КОНОНОВА.

Литература: Газета "Уральский рабочий" от 25.07.2007.

Утерянный памятник царю нашли через сто лет

    О том, что не только у российских царей, но и у их памятников судьба непростая, стала неожиданная в Нижнем Тагиле. На установку монумента Александру II жители горнозаводского городка Урала собирали деньги несколько лет. Знали бы они, что борьба вождей пролетариата с царской семьей продолжится даже, когда все они – Ленин, Сталин и Александр II останутся всего лишь памятниками.

    Александр II побывал в Нижнем Тагиле всего-то раз в 1837 году в бытность еще наследником престола. Однако это не повлияло на желание обитателей городка во второй половине XIX века поставить памятник царю.

    Где-то с 70-х годов XIX века тагильчане начали собирать средства на создание монумента. В 1895-м памятник установили. Это была четырехгранная пирамида, сверху ее венчал крест. Было там изображение самого императора, символов власти, и по бокам тексты, характеризующие его как политика, царя-освободителя, реформатора.

    Простоял памятник чуть больше 20-ти лет, а потом грянула революция.

    Пришли красные, и памятник снесли. Убрали крест, символы императорские, а на их место воздвигли статую свободы, подобную той, что стоит в Америке, с факелом в руке. Ну вот такой образ вдохновил тогда скульптора-самоучку Николая Банникова. А под часовней, расположенной рядом, похоронили тогда 18 красноармейцев, среди которых был и первый председатель Горсовета Николай Добрынин.

    Только недолго пришлось простоять нижнетагильской Свободе. Осенью 1918-го город заняли колчаковцы. Статую они убрали, вернули монументу прежний его вид, а останки красноармейцев перезахоронили на городском кладбище. Еще год простоял памятник царю, пока летом следующего, 1919-го года, город вновь не заняли красные. Царя, хоть и каменного, конечно, опять снесли, а прах красноармейцев – пусть им, бедным, земля будет пухом – снова перезахоронили на прежнем месте.

    В 31-м году памятник снесли, как не представляющий художественной ценности. Статуя Свободы была уничтожена, а ее место занял памятник Сталину.

    У площади было к тому времени соответствующее название – Комсомольская. Но и Сталина в Нижнем Тагиле ждала печальная участь. В связи с развенчанием культа личности – так вспоминают очевидцы – в 50-х буквально за одну ночь памятник исчез. Еще вечером люди шли – стоял Сталин, а утром проснулись – нет его.

    С конца 50-х это была пустая площадка в центре города. Пока накануне 285-летия города тагильчане не приняли решение об установке очередного памятника. На этот раз – известному заводчику Николаю Демидову.

    Он был из четвертого поколения Демидовых. И хоть, как и Александр II, посетил наш город один раз, многое для него сделал: начальную цифирную гимназию преобразовал в заводское училище, каменное здание госпиталя построил, художественную школу образовал.

    Работники треста №8 начали расчищать место под памятник, который готовил для тагильчан скульптор Олег Подольский. Экскаваторы только начали копать, как наткнулись на плиты со старинными надписями.

    – Конечно, это только останки старого памятника, – переживает заведующий управлением информации администрации Нижнего Тагила Виктор Зайецев. – Извлекли около десяти старых плит, которые будут перевезены в наш музей под открытым небом.

    И тем не менее для уральцев это большой подарок.

    – Краеведы оставили для нас кое-какую информацию. Например, что памятник, когда сносили, выкинули в какой-то ров. Но в какой именно – до сих пор оставалось загадкой. Мы, если, честно не надеялись его найти. А тут два таких подарка накануне дня города.

    На этой же неделе, при возведении нового павильона на городском рынке "Титаник" рабочие наткнулись на закладную чугунную плиту. Ее заложила в середине 19 столетия легендарная в этих местах Аврора Карловна Шернваль-Демидова-Карамзина, которая в честь совершеннолетия своего сына Пал Палыча Демидова основала приют – прообраз нынешних детских садов, куда работающие мамаши могли сдавать своих чад до 9-ти лет.

    Обе находки еще ждут исследования и работы реставраторов. Ученые уже в предвкушении новых исследований и открытий. А памятники помогут им. Они же по замыслу должны сквозь века пронести славу о тех, кому их воздвигли.

Марина СМОЛИНА.

Литература: Газета "Известия" от 30.07.2007.

Находка из глубины веков

    Много нераскрытых тайн хранит в себе тагильская земля. В преддверии Дня города в Комсомольском сквере возводится памятник Николаю Никитичу Демидову. Во время строительных работ здесь были обнаружены детали монумента "Павшим за свободу"

    История памятника уходит в глубь веков. Первоначально он был посвящен российскому императору Александру II Освободителю и построен на средства и по инициативе тагильчан в 1895 году. По воспоминаниям старожилов, монумент был установлен на том самом месте, где цесаревич Александр во время своего визита в наш город в 1837 году выходил из экипажа и общался с народом.

    Памятник имел вид пирамидальной часовни из серого мрамора, увенчанной крестом. На западной стороне в нише под аркой был расположен барельеф Александра II, под ним – государственный герб, двуглавый орел и надпись: "Император Александр II". Главным деянием императора Александра II во внутренней политике нашей страны было освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, а также земская, судебная, образовательная реформы. Император вел активную внешнюю политику: к России были присоединены Приамурский край, Ташкент, возвращены Бессарабия и Армения, освобождены болгары и сербы в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

    Памятник Александру II простоял в Нижнем Тагиле до 1918 года, после чего был реконструирован. На его месте появился монумент "Павшим за свободу", спроектированный первым тагильским советским скульптором Николаем Банниковым. На мраморном пьедестале вместо креста встала статуя Свободы размером 3,5 метра, с горящей лампочкой в воздетой руке. За образец была взята статуя Свободы в Нью-Йорке. По воспоминаниям краеведа А. Кожевникова, под плитами с восточной стороны тагильского памятника были похоронены первые герои-красноармейцы, погибшие в 1918 году. Позже статую Свободы сменил монумент Сталину, также разрушенный после развенчания культа личности.

    Можно с уверенностью прогнозировать, что уникальная находка, обнаруженная во время строительных работ в исторической части города, не последняя. Тагильская земля раскрыла еще не все свои тайны…

Татьяна СМИРНОВА.

Литература: Газета "Новости Евраза", №31 от 09.08.2007.

Главная страница