Художник и его "дети"

    Творения Анатолия Неверова всегда на виду у тагильчан

    В самом центре Нижнего Тагила дали имя площади. Не будь там молодых романтиков-"комсомолят" Анатолия Неверова, разве назвали бы площадь в новом-то веке "Комсомольской"? Решение об этом только что принято городскими властями. Ваятель воспринял известие спокойно, воспоминаний о давней своей работе не последовало, не за тем приглашал в гости. Меня ожидало открытие работы новой, до сих пор от глаз посетителей скрываемой, той, что нынешней осенью будет представлена на выставке скульптурных портретов в Москве, в здании Совета Федерации.

    - Я посвятил эту работу своим родителям, памяти всех, переживших эпоху "Великого перелома", 30-е годы прошлого столетия, - говорит Неверов.

    Это переселенцы, но не те, которых позвали на великие стройки первой пятилетки. Их в одночасье согнали туда из родных мест в незнакомые, необустроенные, и узелок в руке женщины - это все, что успела она собрать в дальнюю дорогу. Другой рукой поддерживает мужа, мол, ничего, главное - мы вместе. И нет тоскливой обреченности в глазах невольных переселенцев, есть надежда на завтрашний, светлый день, ради которого они, привычные к любой работе, тоже постараются.

    Не только историческое прошлое страны подвигло Неверова на создание скульптурного портрета. Его детство прошло в Басьяновке, где несколько поселков торфяников назывались по номерам. Зона трудовой "перековки" репрессированных, потом - военнопленных, сколько их было в Свердловской области! А Нижний Тагил стал городом Тагиллагом.

    Среди сосланных в Басьяновку оказались и художники, оставившие на память местным жителям о своем пребывании здесь графические рисунки на торцах зданий. У школьного учителя рисования, который привил любовь к своему предмету Толе Неверову, были талантливые коллеги.

"Как искренне любили"

    ...Старые шинели, ботинки с обмотками, шапки-буденовки – и где только все это раздобыли студенты Уральского училища прикладного искусства! "Мы – молодая гвардия рабочих и крестьян!" - идет манифестация по главной улице Тагила в честь 40-летия ВЛКСМ.

    Студент училища Анатолий Неверов в рядах марширующих. Романтика революции живет в его дипломной работе "Декрет о мире". И сохранится в дипломной работе выпускника Высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной.

    По заказу земляков из Басьяновки Неверов выполнит бюст вождя мирового пролетариата, установленный возле поселковой школы. Там, как в песне: "И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди". В 1981 году ровесниками Октября "придут" на площадь у кинотеатра "Современник" в Нижнем Тагиле первые комсомольцы города. Придут! Чтобы расстаться: потому что молодую советскую республику надо защищать от врагов, и "дан приказ: ему – на запад, ей – в другую сторону". И такой "земной", понятной любовью друг к другу получилась у скульптора эта юная пара, что и сегодня бронзовые "комсомолята" – как свои для поколения, родившегося уже в новой России. Они в центре проходящих на площади народных гуляний, это одно из привлекательных мест для молодежных тусовок, и святое – для ветеранов.

    Уважением к историческому прошлому продиктовано решение назвать площадь Комсомольской в год 90-летия ВЛКСМ. Премией Свердловского обкома комсомола был награжден Анатолий Неверов за эту работу, изображение памятника давно вошло в календари, книги, буклеты о городе. Только у нас живет такая удивительная "бронзовая" песня о молодых и влюбленных романтиках революции!

    Песни иные, полные скорби, пополам с гордостью за тех, чьи имена занесены в Книги Памяти – работы Анатолия Неверова в разные годы: на Украине, в поселке Висим, у Привокзальной площади и на набережной пруда в Нижнем Тагиле, в пансионате "Тагильский".

    – Я был потрясен подвигом героя-подпольщика, погибшего в годы фашистской оккупации Украины! Какая целеустремленность, какой несгибаемый характер! - вспоминает Анатолий Глебович работу над памятником Степану Бойко в городе Луцке.

    – Нынче у западенцев в чести другой Степан – Бандера, пособник тех оккупантов. Нетрудно представить судьбу памятника коммунисту, – замечаю я.

    Художник хмурится:

    – Расправляются не с памятниками – с собственной историей, но ее на свалку не выкинешь.

    На средства, собранные работниками Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги, создавался мемориал железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В центре – фигура машиниста, он как связующее звено между фронтом и тылом. Слева от него человек в военной форме, справа - в железнодорожной.

    "От невероятных перегрузок даже рельсы плавились" – это воспоминание ветеранов войны отчетливо "видел" скульптор, исполнив два десятка вариантов, пока не нашел единственный.

    Памятник высотой более семи метров – первая столь монументальная композиция Неверова. Но и над небольшим скульптурным портретом Героя Советского Союза Василия Скрябина, который закончил свой жизненный путь в тагильском пансионате для престарелых и инвалидов, художник работал также тщательно, привлекая в "эксперты" помнивших Героя обитателей пансионата. И самой дорогой наградой стало для него их признание: "Как живой получился наш дядя Вася!"

    Первый общегородской мемориал воинам-тагильчанам (прежние – ведомственные) – особая страница в творчестве нашего главного "уличного скульптора". В областном конкурсе этот проект будет признан лучшим.

    – Мы обсуждали с Неверовым каждую деталь памятника погибшим в локальных войнах ХХ столетия, - рассказывает председатель городской организации Союза художников России Иван Анцыгин. – Там нет ничего случайного! Вот солдат в тельняшке, каждая полоска – как рубец на теле парня! В одной руке у него автомат, в другой – сорванный с головы берет десантника. Воин скорбит о погибшем товарище и готов отомстить за него. В этом философия памятника – войны локальные, а горе несут всем.

В ученики – по конкурсу

    – Памятники для меня – будто дети, – говорит их создатель.

    Другого такого многодетного "отца" в Тагиле нет. Он полон творческих замыслов и в год своего 70-летия. Была бы поддержка – и "придет" к землякам бытописатель Урала Д. Н. Мамин-Сибиряк (его небольшой скульптурный портрет уже подарен Неверовым Центральной детской библиотеке). И память обо всех убиенных и пропавших без вести в годы войны воплотится в мемориале.

    – Демидовы – тема для меня еще не открытая, – ответил на вопрос о своих задумках Анатолий Глебович.

    О поддержке заговорил неслучайно – мало востребованы художники городом, вот и выполняют чаще заказы для северных соседей. А только профессиональных живописцев, скульпторов, мастеров прикладного искусства – членов Союза художников России в Тагиле уже добрая сотня!

    Неверов поглощен работой в училище прикладного искусства, где обучает старшекурсников классике – рисунку. У студентов негласный конкурс – кого именно возьмет в свою группу Мастер? Ранним утром спешит в свою мастерскую, всегда готов порадоваться успеху коллеги, открывающему в музее или в Доме художников персональную выставку, дать совет начинающему самостоятельный творческий путь.

    – Настоящий русский интеллигент! – говорит о нем заместитель директора училища Ольга Руденко. – Всегда корректный, выдержанный, да просто – обаятельный мужчина!

    Но публичности Неверов сторонится. Может поэтому обладатель множества премий, стипендиат областного департамента культуры, признанный в масштабе России талантливый творец почетным гражданином Нижнего Тагила не назван, хотя кандидатура на присвоение этого звания в коридорах власти звучала. Но... уступала то влиятельному московскому тагильчанину, то бывшему номенклатурному деятелю.

    – Суета все это, – машет рукой скульптор. А "дети" его всегда на виду, в центре внимания, как в дни "государственной печали", так и на народных гуляньях. Завидная судьба творений Художника!

Татьяна КОНОНОВА.

    Литература: Газета "Уральский рабочий" от 20.05.2008.

 

 

Главная страница