Выбрали Уралвагонзавод

    Как известно, Уральский вагоностроительный завод был построен в период индустриализации страны: первый грузовой вагон выпущен в октябре 1936 года. И в дальнейшем тагильское предприятие успешно справлялось с задачей выпуска вагонов.

    Другая история его началась в 1941 году. Лозунг "Все для фронта! Все для Победы!" стал образом жизни заводчан на несколько лет.

    На базе УВЗ по решению Государственного Комитета обороны был создан один из крупнейших оборонных комплексов страны – Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна. Это был уральский сплав эвакуированных предприятий, в том числе Харьковского завода, где еще до войны был налажен выпуск среднего танка Т-34.

Дебют легендарной "тридцатьчетверки"

    Уралвагонзавод не зря выбрали в качестве базы для создания здесь одного из крупнейших в мире оборонных комплексов. Огромные механосборочные цеха, спроектированные для поточно-конвейерного производства, мощная металлургия и наличие собственного энергетического хозяйства были основными причинами объединения. Кроме того завод располагал уникальным набором машиностроительных технологий, здесь впервые в стране, Европе, в мире внедрялись технологии сварки, мех-обработки и упрочнения металлов.

    Первый эшелон с эвакуированными конструкторами, рабочими и оборудованием из Харькова прибыл в конце сентября 1941 года, а уже 18 декабря был собран первый танк Т-34-76.

Цех сборки авиационных бомб

Цех сборки авиационных бомб

    В суровую уральскую зиму, когда морозы доходили до 40 градусов, УВЗ вновь превратился в строительную площадку. Требовалось перестроить вагонный завод и подготовить его к выпуску боевых машин.

    В конце декабря на фронт отправили первый эшелон с 25 танками. С февраля 1942 года конвейер заработал ритмично. Многие высокопроизводительные технологии, освоенные на УТЗ, распространялись на других заводах Наркомата танковой промышленности. Внедрение сварочных автоматов позволило сваривать бронекорпуса конвейерным способом: такую технологию использовали впервые в мире. Ежесуточно Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпускал от 25 (1942 год) до 30 машин (1943-й).

    Всего за годы Великой Отечественной Красная Армия получила свыше 25 тысяч тагильских танков Т-34. Это больше, чем выпустили танков все вместе взятые заводы Центральной Европы, оснащавшие техникой армию фашистской Германии. Каждая вторая тридцатьчетверка была родом из Нижнего Тагила. Впоследствии легендарный Т-34 был признан лучшим оружием Второй мировой войны и странами-союзниками, и врагами.

Диаграммы из рапорта УТЗ Сталину. 1942 год

Диаграммы из рапорта УТЗ Сталину. 1942 год

    Кроме боевых машин в годы войны на УТЗ было выпущено 3 тысячи 882 бронекорпуса самолетов-штурмовиков ИЛ-2, более двух миллионов корпусов авиабомб, около полумиллиона комплектов снарядов М-13 и направляющих для "Катюш", 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц.

    На Уральском танковом заводе молниеносно подхватывались многие патриотические инициативы. В стране широко были известны трудовые рекорды фронтовых комсомольско-молодежных бригад: к началу 1943 года их было 58, а к концу 1945-го – более тысячи. 15 из них имели звание гвардейских. В 1942 году на заводе трудилось около 25 тысяч человек. 10 тысяч – это молодые рабочие, среди них три с половиной тысячи – подростки от 14 до 16 лет. Ушедших на фронт мужчин в самых тяжелых и опасных профессиях заменяли женщины. Известны имена подручной сталевара Марии Усовой, обрубщика Натальи Яшкиной, машиниста паровоза Евдокии Золотовой, кузнеца Ефимии Уздемир.

    В 1942-м с рекорда фрезеровщика Дмитрия Босого на УТЗ зародилось Всесоюзное движение рабочих-тысячников. Дмитрий, проявив изобретательность, профессионализм и героический труд на износ, сумел выполнить двухмесячное задание за четыре дня. Движение поддержали сотни танкостроителей. К концу войны количество рабочих-ударников составляло 84% от общей численности предприятия. Самым молодым тысячником стал Сергей Панфилов: в свои 18 лет он выдавал 25 норм в смену.

Народный подвиг

    Работали на заводе в военное время по 12 часов при двухсменном графике, без выходных и отпусков. Люди не уходили из цехов до тех пор, пока не выполнено производственное задание. Иногда и отдыхали в цехах, рядом со своими станками, чтобы не тратить время на дорогу домой.

    Самоотверженный труд, тяжелейший быт, теснота и постоянный голод – все это было обычным для тружеников тыла. Не стали исключением и работники УТЗ. Вагонка, где располагалось предприятие, и до войны не отличалась богатым жилищным фондом, поэтому возможности "уплотнения" были быстро исчерпаны – буквально за несколько недель после прибытия первых эвакуированных. Даже установленная санитарная норма в три квадратных метра не спасала. Половина прибывших семей до конца войны ютилась в землянках. С 41-го по 44-й годы население района выросло с 30 до 104 тысяч. Питание скудное, по карточкам: 700 граммов сырого, тяжелого хлеба, 10 граммов жиров, 40 граммов крупы в сутки.

    Чтобы как-то улучшить бытовые условия, под огороды стали распахивать тысячи гектаров пригодных земель, засевали их овощами. Наряду с танковыми цехами были организованы участки, где варили мыло, из отходов резины изготавливали сапоги и калоши, из древесных опилок делали пищевые дрожжи.

    Свердловской области объявлен Днем народного подвига. При этом не стоит забывать, что за время Великой отечественной войны на УТЗ было собрано семь сверхплановых танковых эшелонов, созданных на средства жителей Нижнего Тагила.

Достойные награды достойному заводу

    В специальном выпуске газеты "Правда" от 27 мая 1945 года, посвященном грандиозной трудовой победе УТЗ, подчеркивалось: "Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но выполнил для Родины все, что мог".

    День за днем в глубоком тылу, далеко от театра боевых действий, труженики УТЗ №183 ковали Победу. Самоотверженно, невзирая на тяготы и лишения.

    За доблестный труд и большой вклад в организацию и развитие массового производства танков коллектив Уральского танкового завода № 183 имени Коминтерна был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1942 год), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945). Конструкторский отдел УТЗ за создание и совершенствование конструкции танка Т-34 был награжден орденом Ленина (1944). В 1946 году коллективу Уральского танкового завода были переданы знамена Государственного Комитета обороны, Наркомата танковой промышленности, Наркомата металлургии и ЦК ВЛКСМ в память о том, что предприятие не имело себе равных в стране по уровню применяемых технологий, организации производства и объемам выпущенной продукции.

    удостоен звания Героя Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

    В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, "учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил бронетанковой техникой", был утвержден праздник – День танкиста. Согласно указу, в десяти городах страны следует отмечать этот праздничный день 20 артиллерийскими залпами. Среди этих городов – Нижний Тагил.

Подготовила Елена РАДЧЕНКО.

    ФОТО ИЗ ГОРОДСКОГО АРХИВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.04.2020.

 

 

Главная страница