Очарование старинного фаянса

    Коллекция фаянса в фондах Нижнетагильского музея-заповедника сравнительно малочисленная, но, несмотря на это, очень интересная.

    Поступление большой части экспонатов из фаянса и фарфора связано со знаменитой "Тагильской находкой" – картиной "Мадонна с младенцем", приписываемой кисти Рафаэля, которая была найдена в 1923 году в Господском доме по ул. Тагильской, 26. Спустя два года ее увезли в Москву на длительное исследование и реставрацию. А в компенсацию Нижнему Тагилу передали предметы западно-европейского и русского фарфора, фаянса и картины русских художников. В 1970-е годы "Мадонна" вернулась в наш город. Сейчас ее можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительного искусства. В 1950-1980-е годы предметы из фарфора и фаянса поступали в музей от тагильчан, собирались во время историко-бытовых экспедиций, проводимых музейными сотрудниками.

    Собрание Нижнетагильского музея-заповедника насчитывает около 500 предметов, тем не менее, они позволяют проследить тенденции развития фаянса на протяжении более двух с половиной веков. Свое победное шествие в Европе по королевским дворцам и аристократическим залам он начал в XVI веке. Существует версия, что изобретен фаянс был на британских островах. Очень быстро он завоевал широкую популярность и стал в больших количествах производиться сначала во Франции, затем в Германии и других странах Европы. Название "фаянс" происходит от итальянского города Фаэнца, чьи мастера прославили его своим искусством, объединившим в себе живопись и скульптуру.

    В России первым производителем стал завод московского купца и промышленника Афанасия Гребенщикова по выпуску керамической посуды, открывшийся в 1724 году. Секрет же фаянса и фарфора у нас был открыт в 1746-1747 годах Д.И. Виноградовым, которого часто называют отцом русского фарфора. В 1765 году открылся Императорский фарфоровый завод, а в 1766-м в подмосковном селе Вербилки начал свою работу первый частный фарфоровый завод Франца Гарднера.

    Расцвет русского фаянса пришелся на XVIII-XIX века. Многие не знают разницу между фарфором и фаянсом. На самом деле, это все разновидности керамики – изделий из глины, но порой значительно отличающиеся рецептурами изготовления. Весь ряд разновидностей этих материалов выглядит так: майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.

    В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится фаянсовый кувшин начала XIX века производства фабрики Гарднера, который выполнен в виде ствола березы с сидящим на нем дятлом.

    К середине XIX века фаянс перестал быть привилегией аристократов, фаянсовая посуда пришла в дома простого люда, стала обычной. К этому времени на ней специализировалось уже более 30 фабрик. Наиболее популярными были фабрики Барминых, Храпунова-Нового, Фомина, Гулиных, Тереховых и Киселева. Образцы продукции этих заводов хранятся в коллекции фаянса нашего музея-заповедника.

    Особое место в развитии производства фаянса и фарфора в России занимает династия Кузнецовых. Начав свою деятельность в 1810-е годы, представители этой династии добились больших успехов. В 1883 году Матвей Сидорович Кузнецов создал крупнейшее производственное объединение "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова". В нее входили крупные керамические заводы в Дулево, Риге, Тверской, Херсонской и Калужской губерниях.

    Товарищество выпускало продукцию на все вкусы. Вся Москва знала его торговый дом на улице Мясницкой, 8. Один из сохранившихся каталогов включает около двух тысяч видов фарфоровых и фаянсовых изделий: от миниатюрных спичечниц до каминных панно. Был широко распространен кузнецовский фарфор и на Урале. Об этом свидетельствует и коллекция музея-заповедника. В ней изделия "Товарищества М.С. Кузнецова" представлены достаточно разнообразно.

    С коллекцией фаянса и фарфора музея-заповедника можно познакомиться в Нижних Провиантских складах.

Елена КОСЫРЕВА, научный сотрудник отдела фондов Нижнетагильского музея-заповедника.

    На фото: блюдо для десерта и соусник, конец XIX – начало XX веков, "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова"; кувшин "Дятел", начало XIX в., завод Гарднера.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №41(180) от 04.12.2014.

 

Главная страница