История в картинах
Патриарх тагильской
живописи Петр Степанович Бортнов, выставка
которого в августе 2009 года проходила в музее
изобразительных искусств, родился в 1918 году.
Сейчас ему девяносто. Он закончил Уральское
художественно-промышленное училище на
живописно-педагогическом отделении и более семи
лет передавал свой опыт и знания студентам этого
учебного заведения.
Как часто писали о нем критики,
это мастер многофигурной исторической картины.
Что, без сомнения, так. "Ермак на горе
Медведь-камень", "Мансийская деревня на реке
Тагил" - взгляд в давнее прошлое уральского
края. А вот работы, посвященные Гражданской войне
1918-1920 годов, кровоточат до сих пор, так как споры
вокруг этой общенациональной трагедии не
затихают по сей день. Такие названия, как
"Волочаевка", "Красные орлы",
"Прорыв", "Расстрел в кедровой роще" и,
наконец, "Братья", напоминают о тревожном
времени междоусобицы, в которой ежедневно и
жестоко вырубался генофонд нации.
Особенно глубока по драматизму
картина "Братья". После ее внимательного
рассмотрения начинаешь додумывать за художника
дальнейшее развитие ситуации - а вдруг беляк
все-таки расстреляет красноармейца. Я думаю о
том, что в "Тихом Доне" у Шолохова ни те, ни
другие друг друга не щадили. Раз уж свалка
началась, то золотой середины не бывает. Что по
этому поводу думает сам художник, предположить
трудно, но он вложил в свою работу всю энергетику
трагизма и пройти мимо нее невозможно. У каждого
своя правда. Беда в другом: ни победа 1920 года, ни
победа 1993-го пока счастья нашему народу не
принесли. Видимо, Бог решил, что не все еще
испытания до конца испиты нами, что еще надо с
Моисеем побродить по пустыне лет двадцать, чтобы
обрести себя и прийти к примиряющей любви.
Однако автор, зацепивший столь серьезный исторический пласт, уже обращает свое внимание на "Тагильские домны", "На смену", на ударную "Пионерскую плавку", и мы воочию видим "Таинство рождения металла" и чувствуем смысловую наполненность повседневного труда горновых, сталеплавильщиков и прокатчиков. А дальше наступает время отдохнуть глазу. И вот уже перед нами такие пейзажные работы, как "Черноисточинский пруд", "Золотая осень", "Ельник", "Мартовский снег", "Дом напротив", и наполненность их светом и красками завораживает.
Особо смотрятся работы живописца в жанре портрета. От взгляда матери исходит внутреннее равновесие, которое, может быть, и спасет наш грешный мир. Петр Степанович Бортнов тем и интересен, что в каждое свое произведение вкладывает личное переживание. И этот его дар - неповторим. Искать в творчестве мудрого художника признаки авангарда, постмодернизма нет смысла. За свою долгую жизнь он отобразил в своих полотнах трудный и противоречивый путь социалистического государства - СССР. Сейчас такого на карте мира уже нет, но есть картины, по которым можно судить о нем, и в этом их непреходящая историческая ценность.
Василий ОВСЕПЬЯН.
Литература: Газета "Тагилка" от 13.08.2009. №16(74).